Развитие последних событий демонстрирует правоту Гарри Каспарова, неоднократно предупреждавшего о том, что Путин на Украине не остановится. Кремлевский неоимператор "с горячим сердцем, холодным разумом и чистыми руками" продолжает заваривать взрывоопасную постсоветскую "кашу". В ход пускаются любые методы и инструменты: от создания путем политики "кнута и пряника" структур, типа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до прямых угроз и придержания в своём шулерском кармане приднестровской, карабахской, абхазской и южноосетинской карт. В этом зловещем арсенале особое место занимают излюбленные Путиным методы энергетического шантажа и блефа, которые, как ему кажется, "удачно" сочетают в себе чекистские приемчики с нефтегазовыми возможностями России.
Очередной такой приемчик энергетическим манипулятором из Москвы был продемонстрирован недавно в Анкаре во время очередного 5-ого заседания Совета сотрудничества на высшем уровне между Россией и Турцией. На совместной, с президентом Эрдоганом, пресс-конференции Путин заявил о том, что Россия не видит смысла в продолжении работ по реализации газового проекта "Южный поток" в его нынешнем варианте из-за неконструктивной политики Евросоюза и, в частности Болгарии, отказавшейся предоставлять свою территорию для прокладки трубопровода. При этом он пожурил руководство Болгарии, которое не выполняет обещания, данные Кремлю и возложил ответственность за это решение на Брюссель, дескать – это выбор европейцев: не хотите – не надо.
Высокий гость из Москвы также собщил собравшимся о том, что он обсудил со своим турецким коллегой возможность изменения маршрута строительства "Южного потока", а именно прокладку трубы по дну Чёрного моря ("Голубой поток – 2") и сухопутной части Турции до границы с Грецией, где будет сооружен так называемый "газовый хаб" для дальнейшей транспортировки голубого топлива желающим покупателям из стран южной Европы.
Озвученная в Анкаре "новая газовая тактика" Кремля сразу же была возведена сторонниками Путина как его гениальный ход по наказанию высокомерной Европы: мол пусть померзнут. Хотя за хитрой риторикой их кремлевского кумира нет никакого отказа от проекта "Южный поток", речь идёт только об изменении его маршрута. Если исходить из логики псевдопатриотов по наказанию Европы, тогда следует перекрыть "Северный поток" и прекратить поставлять газ в Евросоюз транзитом через "бандеровскую" Украину. И вообще оставить без газа аморальную, бездуховную и враждебную Европу, которая, как написано на некоторых автомобилях в Москве, является ни чем иным "как шафка Обамы".
В порыве патриотического угара оставить без тепла Европу, естественно, остаётся в стороне проблема финансирования российского бюджета, статьи которого заполняются главным образом за счёт поступлений от продажи газа той же Европе. "Вставшим с колен" неплохо было бы знать о том, что европейские страны являются основными покупателями российского природного газа (в 2013г. – 162 млрд. куб. м), причём в твёрдой валюте, обеспечивающей более половины бюджета. В отличие от толпы, которую для поддержания существующей власти в России заводит кремлёвская пропаганда, Путин останется прагматиком и, несмотря на популистские речи, прекрасно понимает объективную финансово-газовую взаимозавимость с Европой. На ближайшую и среднесрочную перспективу газ как продавался, так и будет продаваться в Европу, тем более что китайская альтернатива европейской пока ещё далека от реальности.
Так что, абсурдность утверждений о том, что "самый влиятельный человек мира 2013 года" взял линию на "отключение" природного газа Европе не подлежит сомнению. Речь, на наш взгляд, должна идти о другом. Санкционная война с Западом, открыла перед Путиным новые возможности которыми он незамедлительно воспользовался. Изменением маршрута "Южного потока", с одной стороны, он пытается внести раскол среди европейских потребителей газа, а с другой, и это самое главное, – нарушить планы Азербайджана по поставкам этого сырья через территорию Турции на европейские рынки, и тем самым умерить пыл Алиева-младшего, не на шутку становящимся экономически независимым.
Как известно, на декабрь этого года назначен старт осуществления совместного азербайджано-турецкого проекта по строительству Трансанатолийского газопровода от месторождения " Шахдениз – 2" на Каспии через территорию Турции до ее границы с Европой. Затем по так называемому Трансадриатическому газопроводу сырьё будет доставляться в страны Южной Европы. Оба проекта – TANAP и TAP – поддерживаются Евросоюзом и рассматриваются как инструменты по уменьшению зависимости от российского газа. Первую очередь TANAP предполагается запустить в 2018 году и его финальная мощность в 60 млрд. куб. м в год практически равна планируемой мощности "Южного потока" – 63 млрд. куб. метров.
Для заполнения трансанатолийской трубы на полную мощность Эрдоган в последнее время развил бурную деятельность по привлечению Туркменистана к этому проекту. В западной печати, не без оснований, сообщалось о том, что и иранские муллы проявляют интерес к возможным поставкам через эту трубу своих несметных газовых богатств в Европу, в случае снятия международных санкций с Тегерана. О такой возможности, в частности, намекал и президент Ирана аятолла Рухани в кулуарах заседания ГА ООН в сентябре этого года.
Если Москва раньше открыто не называла TANAP конкурентом "Южного потока", то теперь своими планами по прокладке последнего через территорию Турции и "костью", которую бросил в Анкаре Путин Эрдогану, становится ясно, что Кремль уже не скрывает своих устремлений похоронить, по сути, азербайджанский проект века. В этом смысле перед Эрдоганом, который известен своей меркантильностью, стоит сложная дилемма: либо позариться на заманчивое предложение русских, либо проявить несвойственную исламисту тюркскую солидарность. Если исходить из того, что в недавнем прошлом Эрдоган своими действиями по нормализации отношений с Арменией уже подвергал серьёзному испытанию "братский союз" с Азербайджаном, то можно спрогнозировать успех путинского предприятия по блокированию TANAP. Наступает момент истины и для Евросоюза: сможет ли он сказать решительное "нет" эрдогано-путинскому альянсу?
Тем более, у Москвы есть большой "опыт" по уговариванию турок, включая финансовый аспект, не предоставлять свою территорию для экспорта газа из стран СНГ в Европу. Во второй половине 90-х годов такую попытку, как известно, предпринял Туркменистан, которая закончилась подписанием соглашения между Россией и Турцией по строительству газопровода "Голубой поток" по дну Чёрного моря.
Теперь замаячил призрак "Голубого потока – 2", цель которого охладить "газовые аппетиты" Баку и сделать его более сговорчивым с северным соседом.