С перевесом в один голос правление Европейской Федерации журналистов приняло решение провести очередной съезд в Москве 20—22 ноября. Против этого решения выступали журналистские организации Польши, Украины, Германии и Дании, по мнению которых этот форум будет использован Кремлем в информационной войне с Украиной. За проведение форума в Москве — представители Италии, Испании, Великобритании и Греции, которые решили, что им надо приехать в Москву, чтобы поддержать независимых журналистов России.
В.И.Ленину приписывают выражение "полезные идиоты", то есть западные интеллектуалы, поддерживавшие советскую власть, в упор не видя, что она из себя представляет. Своим решением правление ЕФЖ поставило себе диагноз "полезного идиотизма". Каких независимых журналистов лидеры организаций европейских журналистов собираются поддерживать в Москве, приехав туда по приглашению Союза журналистов России? Редакции "Ежедневного журнала", "Граней.ру" и "Каспаров.ру", заблокированных навечно без объяснения причин по решению генеральной прокуратуры и Роскомнадзора? Или телеканал "Дождь", который власти целенаправленно сживают со света, отрезав от кабельных операторов, лишив рекламы, а совсем недавно вообще решили изгнать из занимаемого им помещения? Или тех журналистов, которых ждет безработица, потому что Госдума приняла бессмысленный закон о запрете иностранных инвестиций в российские СМИ?
Принимающая европейский форум российская сторона, то есть Союз журналистов России в лице своего председателя Всеволода Богданова, во всех репрессиях власти против журналистов всегда на стороне власти. Он осудил "Дождь" за вопрос о блокаде Ленинграда (печально известная история, с которой начались гонения на единственный независимый телеканал в России). Совсем недавно Богданов счел "оправданным" запрет иностранного участия в акциях российских СМИ, решение власти, которое фактически рушит рынок СМИ, обрекая массу журналистов на безработицу. Союз журналистов России неоднократно заявлял протесты против попыток Украины оградить себя от информационной агрессии российских СМИ. Тем самым СЖР публично обозначил свой статус в качестве лоббиста этой агрессии.
Многие, а возможно, и большинство журналистов, общественных деятелей, политиков в Европе не вполне понимают, как устроена сегодня медийная сфера России. Воспринимают как журналистов тех, кто ими уже давно не являются, а может, и не были ими никогда. Поэтому отказ во въезде в Украину деятелям типа Владимира Соловьева и Дмитрия Киселева воспринимается как ограничение свободы слова, а попытки оградить своих граждан от зомбирующего яда российских телеканалов считают нарушением права граждан на информацию. Люди, и правда, не понимают, что именно российские информационные войска, которые ничего общего не имеют со СМИ, и их сотрудники, ничего общего не имеющие с журналистикой, — именно они и есть главные виновники трагедии в Украине. Именно на их руках, языках и микрофонах кровь тысяч граждан Украины и России, которые погибли в этой войне.
Необходим международный общественный трибунал преступлений России в Украине. Важной, а возможно, и важнейшей частью этого трибунала должно стать скрупулезное расследование преступлений, которые ежедневно, 24 часа в сутки, совершают тысячи сотрудников российских информационных войск, обрушивая на головы россиян и граждан тех стран, где власти не позаботились о безопасности своих граждан, — мегатонны лжи о ситуации в Украине и в мире в целом. А пока единственной возможной линией сопротивления может быть полный, тотальный бойкот всего, что связано со всеми государственными и аффилированными с российским государством СМИ. Это касается и участия в любых ток-шоу и любого взаимодействия с российскими пропагандистами.
Пример того, во что выливается попытка представителей украинской общественности донести свою позицию до россиян с помощью российского ТВ, был убедительно показан в программе "Политика" с Петром Толстым 22.10.2014. Это была обычная программа-клон. Таких за последние полгода вышло на федеральных телеканалах уже не одна сотня, если считать все эти практически ежедневные "воскресные вечера", "вести", "моменты истины", "анатомии дня", "списки норкина" и прочие "постскриптумы".
И в этой программе все было как обычно, я бы сказал, рутинно. Ад как ад. В течение часа на экране маршировали люди со знаменами, на которых были знаки, напоминающие свастику. Потом на экране появлялся Тягнибок, который что-то говорил. Потом, видимо в тысячный раз, показали, как в Харькове упал памятник Ленину. Короче, сплошной фашизм. А больше ничего в Украине и нет, как известно. Это подтверждали "эксперты", собранные в студии: депутат Сергей Железняк, "журналист" и "правозащитник" Максим Шевченко, еще один "правозащитник", Александр Брод, политологи Ростислав Ищенко, Дмитрий Орлов, Вадим Гигин и другие.
Полагаю, что зрители на третьей, в лучшем случае, на седьмой минуте этого хорового камлания либо уснули бы, либо переключились бы на другой канал. Но на выручку аду ненависти, который разжигали Петр Толстой с упомянутой компанией, пришли два украинских патриота, политолог Олеся Яхно и председатель объединения украинцев Москвы Валерий Семененко. Их вполне безуспешные попытки сказать что-то в противовес общей антиукраинской истерии прерывались на первом же слове либо ведущими Петром Толстым и Александром Гордоном, либо Максимом Шевченко, перекричать которых у оппонентов не было никаких шансов.
Кульминацией же передачи стала явно заранее заготовленная провокация, ради которой, скорее всего и пригласили на Первый канал двух сторонников Украины. В разгар всеобщего крика Толстой попросил всех замолчать и попытался нацепить Олесе Яхно георгиевскую ленту. Та, естественно, "подарок" отвергла. Толстой не отставал и положил ленту на стол рядом с Яхно. Она потребовала убрать символ донецких сепаратистов из своего личного пространства. Тогда Толстой подошел к Валерию Семененко и предложил ему надеть ленту. Тот также отказался и пытался объяснить, почему. Но Толстому уже были неинтересны слова. Он свою задачу выполнил и подвел итог своей провокации, мол, украинцы отвергают символ нашей Победы. Предают память дедов, воевавших с фашизмом. Естественно, в обстановке шабаша в студии Первого канала совершенно невозможно было говорить о том, что с 1917 по 1992 годы в СССР и в России никакой Георгиевской ленты не было, а в войну появилась Гвардейская лента. А главное, что этот символ уже прочно связан в сознании украинцев (и россиян тоже) с теми бандформированиями, которые хозяйничают в Донецке и Луганске, а также с теми в России, кто эти банды поддерживает. Было бы забавно посмотреть, как кто-либо попытался объяснить беснующейся студии хоть Первого, хоть России-1, хоть НТВ, — что-либо о том, как символы и знаки меняют смыслы и значения, что произошло, например, со свастикой. Российские СМИ давно превратились в "не место для мысли".
Украинские и польские журналисты будут бойкотировать в ноябре Европейский форум журналистов, проходящий в столице государства-агрессора. Пока есть еще время достучаться до журналистов других европейских стран. Есть еще шанс объяснить им, что участие в этом форуме будет обязательно использовано в информационной войне, истолковано как поддержка и участие в этой войне на стороне российского агрессора. Причем произойдет это без всякого согласия европейских журналистов.
За год до проведения XI летних Олимпийских игр в Берлине в 1935 году в Берлин был приглашен почетный президент МОК Пьер де Кубертен. Он был восхищен организацией спорта в нацистской Германии, выступал с хвалебными речами в адрес Гитлера. Это сыграло свою роль в том, что те деятели МОК, которые выступали за бойкот Олимпиады на нацистской территории, оказались в меньшинстве. Позже МОК признал свою ошибку и вынужден был за нее извиняться. У руководителей ЕФЖ и журналистских союзов европейских стран есть еще возможность принять решение, за которое не придется в дальнейшем извиняться.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены