В моем комментарий "Фонтанке" о том, почему соц. опросы демонстрируют абсолютную лояльность большинства российского общества власти и доверие пропаганде. В действительности все это не совсем так.
Социолог Игорь Эйдман допускает, что результаты опроса отражают картину не вполне адекватно. При этом вопросы, уверен он, составлены корректно, они "не были моделирующими", их авторы не пытались повлиять на результат. Картина могла исказиться, полагает он, по другим причинам.
– Часто люди во время опросов отвечают не то, что думают на самом деле, а то, что, по их мнению, сказать "правильно", – называет он первую причину. – Они воспринимают социологическую службу как некий институт, перед которым надо вытянуться во фрунт, понравиться. Или они просто боятся сказать то, что думают. В авторитарном государстве люди редко говорят правду социологам.
Вторая причина искажений, считает Эйдман, может крыться в работе социологов, точнее, привлечённых ими интервьюеров. Последние, по его мнению, бывают недостаточно добросовестны, отчего нарушается чистота выборки.
– О таком мне когда-то рассказывали люди, работавшие в регионах как интервьюеры, – замечает он. – Например, они шли с опросами по квартирам днём. В это время дома находятся пенсионеры, домохозяйки. Но социологи не могут давать результаты только по этим группам, должно быть соблюдено процентное соотношение разных групп. А молодым и работающим людям просто некогда отвечать на вопросы. Поэтому интервьюеры просят пенсионера: заполните, пожалуйста, анкету за невестку, за сына, за мужа и так далее. И реальная выборка смещается в сторону мнения пенсионеров и домохозяек – групп, наиболее подверженных манипуляциям.
Хотя, тут же оговаривает Эйдман, наверняка "значительная часть людей действительно так и думает". Иначе говоря, даже если исключить предполагаемые искажения, мы всё равно увидим, что большинство граждан России винят в катастрофе украинские власти. К ним, добавляет социолог, относятся и те, кто придерживается и самых экзотических версий: о том, что целью был самолёт нашего президента или что "Боинг" заранее начинили покойниками.
– Среднестатистический человек – не субъект, а объект информации, – объясняет Эйдман. – Он принимает то, что ему дают. Были времена, когда люди верили печатному слову, сегодня верят телевидению. Это могут быть люди умные и тонкие. Просто это – самая удобная жизненная стратегия: не лезть на рожон. Если человеку важно защитить себя от манипуляций, он будет тратить время на поиск информации из разных источников, на анализ. Но большинству людей это не важно.
Полностью материал здесь http://www.fontanka.ru/2014/07/30/169/
! Орфография и стилистика автора сохранены