20 марта на русскоязычном телеканале RTVi, работающем вСША, в рубрике "Особое мнение" на вопросы ведущего отвечалаГалина Тимченко, экс-редактор интернет ресурса "Лента.ру", одного из самых посещаемых сайтов в России, а значит, и одного из самых объективных. И потому "Лента.ру" стала и одной из первых жертв тоталитарного катка, запущенного Путиным.
Галина Тимченко, работавшая в редакции журнала с его основания в 1999 году и редактировавшая его с 2004 года, 12 марта с.г. была уволена с работы, и на ее место пришел кремлевский журналист Алексей Гореславский. (Прекрасная фамилия для членов властной элиты России.)
Вслед за Галиной Тимченко уже добровольно ушла с работы почти вся редакция "Ленты", опубликовав яркий "некролог". Вот последний абзац этого текста:
"…За последние пару лет пространство свободной журналистики в России драматически уменьшилось. Одни издания напрямую управляются из Кремля, другие — через кураторов, третьи — редакторами, которые боятся потерять работу.
Некоторые СМИ закрылись, иные закроются в ближайшие месяцы. Мы, безусловно, предполагали, что придут и за нами.
Но мы верим, что это не навсегда. …Надеемся, что до скорых встреч. (выделено мною. ВБ). (Под заявлением стоит около 50 подписей уволившихся)
Однако Галина Тимченко, выступая в программе "Особое мнение", говорила о том, что по ее мнению, надеяться на лучшее будущее мало оснований. Говорила она об этом, старясь скрыть тоску и боль.
Да, и на мой взгляд, очень мала вероятность того, что в обозримом будущем можно ждать какого-либо улучшения жизни в стране, как в социальном отношении, так и в экономическом. Зато есть большая вероятность развала и гибели страны вместе со значительной частью ее населения.
Можно выделить три варианта развития событий в стране.
Первый и наиболее вероятный вариант. Будет продолжаться деградация общества и страны — моральная и умственная, экономическая и демографическая. В последнем случае я имею в виду продолжение ВЫМИРАНИЯ населения.
Я много раз писал об этом, но считаю нужным кратко повторить цифры, характеризующие скорость этого процесса. Так, по данным, озвученным заведующим кафедрой демографии МГУ Анатолием Антоновым, население России с 1991 года уменьшалось в среднем на 1 млн 250 тысяч человек в год, и к 2008 году сократилось до 120 млн. (РИА "Новости",11.7.2008) В 1991 году, сразу после распада СССР, население РФ составляло примерно 148 млн.
По данным доклада экспертов ООН "Россия перед лицом демографических вызовов" (апрель 2009г.), ежегодная убыль населения составляет в среднем 1 млн 650 тысяч. Данные МГУ и ООН одинаково катастрофичны.
Главная причина бурного вымирания – разрушение большей части обрабатывающей промышленности и всех связанных с ней отраслей: прикладной науки, высшего и технического образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Все эти отрасли вместе взятые предоставляли большую часть качественных и относительно хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Промышленность добывающая дает рабочих мест значительно меньше.
Разрушение большей части перерабатывающей индустрии произошло в результате ускоренного внедрения капиталистического строя (в 1991-93 годах) и отсутствия у людей понимания конкретики этого строя, так как уже много поколений россиян жило в условиях совершенно иной системы. Не столь хорошо понимается еще одно следствие поспешного перехода к капитализму: первыми и самыми владетельными капиталистами оказались владевшие властью "коммунисты" — министры и руководители КПСС и КГБ. Не имея понятия о работе заводов и связанных с ними учреждений в условиях капитализма, они кинулись расхватывать объекты добывающей промышленности, не боящейся зарубежной конкуренции, бросив промышленность обрабатывающую на произвол судьбы и разграбление "по винтикам".
В ходе такой "революционной" перестройки экономики множество людей, особенно в возрасте, оставшись без работы по своей профессии, а то и вообще безо всякой работы, потеряли жизненный тонус, погрузились в отчаяние, пьянство, наркоманию и — стали не доживать даже до пенсионного возраста. Начали разваливаться семьи, падать рождаемость, усилилась детская смертность.
И теперь новая катастрофа может начаться в любое время. Скорее всего в результате распада страны на отдельные регионы вне зависимости от того, кто там проживает – русское население или нацменьшинства. Такой распад уже намечался в середине перестройки. К примеру, в уральском регионе уже появилась своя валюта. Причем мирный распад в обозримом будущем маловероятен. Вряд ли дело тут обойдется без попытки авторитарной Москвы остановить распад с помощью военной силы. Примером может служить распад Югославии. Но о такой перспективе страшно и подумать, учитывая, какое оружие остается в руках кремлевского режима.
Второй вариант — это попытка "майданизации" страны, т.е. революции и установления прозападной демократии без изменения экономического строя. Но люди России в массе своей разуверились в благости подобной демократии. "Либеральная" интеллигенция забила всем уши проповедями о спасительности демократии. И она вроде бы уже была установлена, но вскоре оказалась чистым обманом. Рядовым людям стало жить еще тяжелее, а Кремль и Лубянка вновь начали командовать страной.
И к ним еще присоединились боссы бизнеса и чистые бандюки. Мне, к примеру, довелось в эпоху Ельцина проплыть по Волге. Многочисленные заводы и дома отдыха для трудящихся стояли пустыми, как и сама великая река, зато в городах появились рестораны, игорные дома и бардаки для "новых русских".
——————————————————
* Надо иметь в виду, что понятие "либерализм" на Западе и в России вещи разные. На Западе – это синоним "левизны", а в России - "правизны"
————————————————————
Для эффективной борьбы за демократизацию политического строя в России существует еще одна специфически российская преграда: неуважение, а то и презрение интеллигенции к народу.
Я работал преподавателем в школе рабочей молодежи, став журналистом, много ездил по заводам и научно-производственным объединениям и пришел к убеждению, что рабочие, инженеры и техники промышленности – элита российского общества в моральном и умственном отношении. Но российская интеллигенция этого не замечает.
Эмигрировав на Запад и сблизившись с эмигрантами из стран восточной Европы, я понял, что там (в восточной Европе) отношения между интеллигенцией и народом отличаются взаимным уважением и взаимопомощью. Украина с ее "майданами" оказалась ближе к восточной (и западной) Европе.
Третий вариант развития не намного больше имеет шансов в России, нежели второй. Вариант этот — создание нового, посткапиталистического, кооперативного строя, представляющего собой синтез (или конвергенцию) социализма и капитализма.
Синтез кооперативной собственности работников и свободного рынка. Свободного, между прочим, и от монополий, и от спекулятивных финансовых институтов.
Такой строй примерно лет 50 - 60 спонтанно прорастает и совершенствуется в развитых странах Запада. В Басконии (Испания) с 1956 года существует уже минигосударство с упомянутым строем – конфедерация кооперативных предприятий "Мондрагон". (Мондрагон – город, в котором начало строиться это "государство"). Инициатором создания и творцом постоянной модернизации "Мондрагона" был рядовой католический священник Хосе-Мария Аризмендиарриета, человек доброго сердца, великой смелости и гениального ума. К сожалению, я не успел с ним познакомиться – он умер в 1976 году.
Подобный строй хотели создать и народы Чехословакии в 1968 году и Польши в 1982. В ЧССР эта попытка получила название "Пражской весны", а в Польше – профсоюзного движения "Солидарность". "Пражская весна" была подавлена (в августе 68-го) вводом объединенных войск стран т.н. "Варшавского договора", с общей численностью в 600 тысяч штыков. Для сравнения США во время войны во Вьетнаме ввели туда 500 тысяч солдат, при том, что у Северного Вьетнама была большая армия, до зубов вооруженная Советской Россией и защищенная густыми джунглями.
Во втором случае (в Польше) движение "Солидарность" разгромила польская армия по приказу из Москвы и под угрозой в противном случае ввести в Польшу огромную армию, которая была сконцентрирована, "для маневров", разумеется, у польской границы.
Инициаторами создания "Солидарности" были рядовые польские рабочие Збигнев Буяк, Лех Валенса и ряд других, которым в качестве экспертов-советников помогали видные польские интеллектуалы Адам Михник, Яцек Куронь, Бронислав Геремик и др., объединившиеся ранее в "Комитет Обороны Работников" ("КОР"), что в России, увы, немыслимо.
Поддерживал "Солидарность" и Папа Иоанн-Павел Второй, который был не только сторонником "третьего пути", но и блестящим его теоретиком. Он с блеском сформулировал главный принцип движения: "Человек труда — это не просто орудие производства, но и личность, имеющая в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом своего труда человек становится господином на своем рабочем месте, хозяином трудового процесса, хозяином продуктов своего труда и их распределения."
Когда в конце 80-х годов началось свержение просоветских режимов в странах Восточной Европы, Иоанн-Павел Второй обратился к народам этих стран с предупреждением: "Капитализм не должен служить образцом для стран Восточной Европы после падения там коммунистических режимов". Карл Войтыла (мирское имя и фамилия Папы) считал, что строй "капиталистический" доживает отпущенный ему Богом срок и не соответствует изменениям в сознании большинства людей, понимающих уже, что "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". (Статья 1 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН.)
Убежденным сторонником нового, кооперативного строя был и выдающийся мыслитель академик Андрей Сахаров, с которым я имел счастье работать в правозащитном движении в брежневскую эпоху. Сахаров неоднократно писал и говорил, что "Конвергенция социализма и капитализма в конечном итоге единственная альтернатива гибели человечества".
Позорным столбом для российской интеллигенции, оппозиционной к режиму Ельцина-Путина, представляется тот факт, что она, вспоминая изредка о Сахарове или о Папе Римском, "Пражской весне" или польской "Солидарности", не упоминает о целях, за которые они выступали, а о ККП "Мондрагон" и других примерах прорастания кооперативного строя в мире не упоминает вообще никогда. То есть проводит настоящую цензуру против неудобных для них фактов и деятелей. В то же время буржуазная ВВС поместила на своем сайте материал: "Кооперативы как средство против кризиса" (15.8.2012) — в котором рассказывается, что кооперативы "Мондрагона" и сами избежали безработицы в годы последнего кризиса и помогли уменьшить безработицу во всей Басконии в два раза по сравнению с остальными регионами Испании.
В перестройку Россия относительно легко могла бы пойти по пути "Солидарности" и кооперативной корпорации "Мондрагон". В 1990 году работники трех крупнейших предприятий — Волжского автозавода, Кировского завода в Питере и автозавода в Набережных Челнах — решили создать всесоюзное объединение крупных промышленных предприятий и прикладных институтов — "Союз Трудовых Коллективов СССР"("СТК"), с целью добиваться приватизации предприятий и учреждений в пользу их трудовых коллективов. Меня они пригласили сотрудничать с ними в качестве советника. До них дошла моя изданная в 1985 году в Германии на русском книга о синтезном строе (“Самоуправление”), в которой я рассказываю и о своих наработках и о созданных на Западе самоуправляющихся предприятиях и учреждениях, включая, разумеется, корпорацию "Мондрагон".
В "Союз" этот вступили представители почти всех крупных предприятий и научно-прикладных институтов России и Украины. Но интеллигенция и СМИ не обращали на "Союз" никакого внимания. Я советовал делегатам перестать обивать властные пороги, а начать бороться за власть, разумеется, с помощью выборов, и завоевав власть, ввести приватизацию в интересах
трудовых коллективов. Но делегаты не решались на это. Я все-таки был для них американским гражданином, работавшим на "Радио Свобода". Если бы жив был Сахаров, он обязательно присоединился бы к "Союзу" и тоже стал бы агитировать его на борьбу за власть. И я думаю, что в этом случае большинство членов "Союза" поднялись бы на такую борьбу и смогли бы добиться победы — установить строй самоуправления трудовых коллективов.
Теперь, когда и численность рабочих уменьшилась из-за развала обрабатывающей промышленности, и дух их надломлен, сделать подобное будет много труднее, если вообще возможно.
Но всегда остается надежда на лучший исход. Французские студенты во время своей "Майской революции" 1968 года, выдвинули ряд замечательных лозунгов. Мне из них особенно нравятся: "Будьте реалистами, требуйте невозможного! Жертвой стать всегда успеешь!".