Первая внутрироссийская жертва ситуации на Украине: в Калужской области один сотрудник банка убил другого после спора об Украине на корпоративе. Боюсь, не последняя. Страсти, действительно, накалены. Люди готовы вцепляться друг другу в глотки в буквальном и переносном смыслах. Причем если на Украине разделение носит географический и, частично, этнический характер, в России по разные стороны баррикад оказываются друзья, коллеги, родственники и так далее. (Вот типичная история последнего времени — хоть фильм снимай или книгу пиши).
На мой взгляд, главное, что должны сделать ответственные люди в такой ситуации — полностью отказаться от категоричных суждений. Будь то ретрансляция ТВ-пропаганды ("Крым наш и точка", "на Украине нам разговаривать не с кем", "долой фашистов-бендеровцев" и так далее) или позиция "примитивного легализма" ("территориальная целостность Украины свята, ни один регион не имеет права выйти из ее состава", "Россия должна в одностороннем порядке сдать назад" и тому подобное). Нельзя забывать: черно-белые ситуации бывают редко. Как правило, у каждой из сторон есть какая-то своя правда, и всегда надо пытаться до последнего найти компромисс.
В частности, мне кажется, каждый более или менее разумный человек должен согласиться, по крайней мере, с двумя тезисами:
1) Украинцы — это один из ближайших для нас народов, с которым мы так или иначе всегда будем жить рядом, в тесном контакте и постоянных переплетениях (огромное количество выходцев с Украины в России, огромное количество русских на Украине). Соответственно, мы жизненно заинтересованы в хороших отношениях друг с другом, и никакие разногласия не должны приводить к потоку взаимных оскорблений. А уж военные столкновения между русскими и украинцами и вовсе станут величайшей катастрофой для нас обоих.
2) Какое-то число жителей Украины, в основном этнические русские, не хочет жить на Украине, а предпочитает Россию. Причем в некоторых регионах это число довольно велико, а в некоторых — с достаточной долей вероятности составляет большинство населения. В частности, в Республике Крым разговоры об отделении от Украины и воссоединении с Россией как начались в 1992-м, так и продолжались все эти годы. Это объективная реальность, на которую нельзя закрывать глаза.
Соответственно, главное вокруг чего должен строиться разговор: как подсчитать количество таких людей, чтобы ни у кого не было сомнения в полученных цифрах, а также — что делать с полученными результатами.
На мой взгляд, самым лучшим вариантом в такой ситуации являются честные и непредвзятые референдумы, проходящие под совместным контролем спорного региона, Украины и международных наблюдателей. С нормальной избирательной кампанией, где сторонники каждой позиции могут в полном объеме донести свое мнение, и гражданами, делающими сознательный выбор своего будущего.
Я писал об этом множество раз (в первый раз аж три месяца назад, когда никому даже в голову не могла прийти возможность скорой реализации подобного предложения, затем еще и еще). Однако, удивительным образом, ни Россию, ни Украину честные выборы, похоже, не интересуют.
Россия (точнее подконтрольные ей власти Крыма) делает все, чтобы этот референдум прошел максимально грязно и непрозрачно: на всю кампанию отводится менее двух недель; депутаты Верховной Рады Крыма заранее объявили, какого результата они ожидают; формирование избирательных комиссий проходит в обстановке строгой секретности; наблюдателей, похоже, вообще не будет; в агитации представлена только одна сторона, причем в виде трэш-пропаганды (см. фото) и так далее. Поверить в результаты подобного референдума — невозможно. Проще вообще его не проводить.
При этом Украина не озвучивает никакой альтернативы. Хотя казалось бы: предложи сейчас Симферополю провести аналогичный референдум "по-честному" (например, осенью, в обстановке полной прозрачности и нормальной кампанией) с гарантией признания его результатов, Москве было бы нечем крыть. Если через полгода можно будет отделиться по-настоящему, зачем сейчас превращаться в непризнанную "серую зону"?
Создается впечатление: и та, и другая сторона боятся результатов реального волеизъявления. Как будто бы выбор в этом случае будет сделан не в их пользу. Поневоле задумаешься: может быть, они правы? И в реальности Крыму не нужна ни Россия, ни Украина?
! Орфография и стилистика автора сохранены