Честь и хвала тем, кто пришел вчера на Болотную. Не меньше уважения вызывают и те, (среди них — Михаил Аншаков) кто присоединился позавчера к Маршу Свободы. И все же на фоне протестных выступлений, охвативших столицу год-полтора назад, вчерашняя акция выглядела печально. Вспомним митинг на Болотной 10 декабря 2011 г., митинг на Площади Сахарова 25 декабря 2011 г., митинг "За честные выборы" 4 февраля 2012 г. на той же Болотной, панк-молебен, выступления в поддержку Pussy Riot, "контрольные прогулки" по Москве в мае-июне, "ОкупайАбай", и, конечно "Марш миллионов" 6 мая 2012 г. Все это было мощно, все это давало надежду. Казалось, еще немного, и протестное движение захлестнет всю страну, и коррупционная власть рухнет. Но ничего этого не произошло. Более того, волна протестов медленно пошла на спад, тихонько, под сурдинку, докатившись до сегодняшней Болотной, где стала своего рода реквиемом по утраченной масштабности.
В чем же дело? Неужели спустя 18 месяцев народ все-таки поверил в то, что думские, а затем и президентские выборы не были фальсифицированы? Вздор. Время еще больше обнажило размеры правонарушений и подтасовок.
Полгода назад мой бывший коллега по востоковедению Дмитрий Песков, добившийся большего успеха как чиновник, чем как востоковед, поразил воображение граждан незаурядным открытием: протесты были вызваны тем, что при Путине улучшился уровень жизни россиян. Следует ли из этой искаженной логики, что сейчас жизнь россиян ухудшилась и что потому стагнирует оппозиционное движение? Дважды вздор.
Тогда, может, народ, в конце концов, осознал, что Путин и ЕдРо суть добрые силы и что оппозиция есть токмо лжа заморская? Трижды вздор.
Что происходило после 6 мая 2012 г.? Власть "впаяла двушечку" трем девушкам, посмевшим поднять голос на новообразовавшийся тандем ПП (Путин-Патриарх); лихо начала расправу над узниками Болотной; науськала следователей на Координационный Совет Оппозиции, открыв уголовное дело на каждого пятого (!) его члена; ловко, как бывалый наперсточник, подправила Уголовный Кодекс, криминализировав едва ли не любую критику в адрес членов правительства; расправилась с экологами Газаряном и Витишко, позволившим себе выступить против губернатора Краснодара, вырубившего государственный лес под свое имение; процессом над помором Мосеевым показала, что против любого гражданина, неугодного власти, может быть сфабрикована любая околесица, и любой суд ее одобрит; придушила Удальцова и Развозжаева; теперь власть сажает Навального.
Все это напоминает поединок Дракона с Ланцелотом в пьесе Шварца. По "честным" правилам трехглавого чудища, рыцарю был выделен медный подносик в качестве щита, а вместо копья — справка, что копье находится в ремонте. Именно в таких условиях и проходит вот уже полтора года схватка оппозиции с кремлевским звероящером. Так что нет ничего удивительного в том, что оппозиция не добилась изгнания Дракона. И нечего ему скалиться и стучать хвостом, радуясь, что оппозиция ослабла: с такими правилами победить Дракона может только сам Дракон.
Другое дело, что в западных странах репрессии укрепили бы сопротивление. Но Россия — не Запад. У нее нет культуры гражданского самосознания. В советские времена колбаса и путевка в санаторий всегда оказывались важнее независимости мышления и порядочности. Сейчас колбасу и путевку заменили автомобиль и ипотека. Так что у большинства соотечественников нет желания жертвовать главным ради какой-то гражданской чести. На чести до работы не доехать, и честью с банком не расплатиться. Так что пускай срывает куш тот, у кого пять тузов в прикупе. Нам с ним все равно не совладать. К тому же, если подумать, единственный способ избавиться от Дракона — это иметь своего собственного.
А посему мы будем чахнуть в своей рутине и поглядывать через плечо на редеющие митинги оппозиции. И будем ждать: вдруг все-таки придет настоящий рыцарь, раздобудет настоящее оружие и вызовет Дракона на поединок.
Предыдущие публикации по теме:
Леонид Сторч. Исторический митинг на Болотной, 11 декабря, 2011.
! Орфография и стилистика автора сохранены