Эдуард Лимонов "Illuminationes", Ad Marginem, 2012
Лимонов не боится показаться смешным или нелепым. Это одно из тех его качеств, что на первый кажутся слабостью, но в итоге приносят ему выигрыш.
Те, кто замечает это впервые, глумливо хихикают или испытывают сочувственную неловкость (в зависимости от отношения к герою), но если проанализировать, оказывается, что без этой особенности Э.Л. далеко бы не уехал, она для него счастливая.
В самом деле, а если бы он застеснялся и не стал издавать свой дебютный роман, где сами знаете, что написано? Еще и название какое придумали для первого издания мерзавцы-французы, "Русские поэты предпочитают больших негров"… А если бы не выстоял под градом скепсиса, насмешек и верчения пальцев у висков, когда создавал свою партию?
На старости лет патриарх подался в проповедники и гностические теологи. И это вновь видится со стороны настолько странноватым, что впору и впрямь говорить о впадении в детство.
Но если отбросить саркастическую озадаченность, которая возникает поначалу при чтении "Illuminationes", вчитаться, втянуться — ощущение несообразности происходящего, пардон, читаемого, начинает мало-помалу пропадать. Чем дальше, тем больше все это кажется любопытным и, как минимум, по-хорошему забавным.
Трудно найти другого автора, который высказывал бы настолько противоречивые, путаные идеи. Лимонов здесь чемпион, а образцом могла бы стать его "Другая Россия", которой в этом году стукнуло 10 лет. Любили его не за последовательность, не за логическую стройность и непротиворечивость.
Любили за ритм, за настрой, за хулиганский драйв, за пропитывающие тексты "электричество", которое "заряжает" сильнее самих излагаемых идей, которые биограф Эммануэль Каррер называет скучными и банальными, и не то чтобы он совсем не прав…
"Illuminationes" в этом отношении отличается от "Другой России". Если рассуждать об этом в тех понятиях, что и сам автор, то та книга, написанная Лимоновым, которому было под 60, это еще "книга воина". Новая вышла из-под пера старика-проповедника под 70, "Гете". На смену панковской запальчивости пришла сухость и холодность видавшего виды аксакала. Но, как говорится, "и в этом тоже что-то есть". И от этого многие смогут "зарядиться".
Обложка с цветастым "ангелом"-"инопланетянином" хороша. Яркая, но не аляповатая до пошлости, а умеренно стильная. Подходит для направления книги, которое я бы определил, как поп-гностицизм. Опять, как и всегда у Лимонова, довольно поверхностно, эксцентрично, временами чудно и более чем спорно.
Развивая идеи, впервые предложенные озадаченной публике в "Ересях", он излагает свой подкрепленный лишь косвенными доказательствами ("озарения" же) взгляд на происхождение и предназначение человека, на историю вида homo sapiens, на космогонию и высшие силы.
Получается этакий трэш-креационизм и богоборческий бунт в жанре научно-фантастического боевика.
Любопытное совпадение — эти идеи отчетливо перекликаются с аналогичными догадками о происхождении человека, содержащимися в фильме "Прометей", нынешнем лидере российского кинопроката, между прочим. Шестидесятидевятилетний Лимонов и семидесятипятилетний Ридли Скотт, не сговариваясь, нащупывают что-то очень похожее.
Но как все-таки отрадно и трогательно, сердце сжимается, чуть не до слез, находить в новейшей странной книжке классика мотивы, которые перекочевали в его рассуждения о Вселенной, космосе и зарождении жизни из его старых книг, посвященных абсолютно земным материям. Так, он считает, что потребность в сексе рождается из "желания преодоления космического одиночества человека в холодной и пустой бездне". А ведь это то самое, что на страницах дебютного романа больше 30 лет назад толкнуло русского поэта в объятия большого горячего негра.
Книга "Illuminationes" предоставлена редакции магазином "Фаланстер"
Вы можете оставить свои комментарии здесь