На фоне громких скандалов с часами и квартирами святейшего патриарха осталась практически незамеченной новость о банкротстве крупнейшего российского производителя стрелкового оружия, легендарного "Ижмаша".
Такое решение принял в минувшую пятницу арбитражный суд Удмуртской Республики. Основанием для него стала задолженность предприятия в размере 814 тысяч рублей. В отношении завода была введена процедура внешнего наблюдения. Предварительный отчет арбитражного управляющего назначен на 5 октября нынешнего года. Сам же процесс банкротства инициировал главный акционер "Ижмаша" — государственное предприятие "Ростехнологии".
Напомним, что сегодня на "Ижмаше" сосредоточено производство 90 процентов российских автоматов и 95 процентов снайперских винтовок. Государству принадлежит 57 процентов акций предприятия, 10 процентами владеет правительство Удмуртской Республики, 11 процентов находится в собственности самого "Ижмаша".
Казалось бы, впору бить тревогу — на финансовой мели оказалась главная российская оружейная кузница!
Однако сами отечественные "оружейные бароны", похоже, не испытывают особого беспокойства по этому поводу.
Их можно понять.
По сложившейся в современной России традиции обанкротившееся предприятие потерпит фиаско только на бумаге. В действительности же оно не остановится ни на один день. Просто формально прекратит существование "старое" ОАО "Ижевский машиностроительный завод".
Но оно по факту уже и не существует — все активы, мощности, персонал вместе с налаженными связями и заключенными контрактами переведены "под крыло" спешно созданного Научно-производственного объединения "Ижмаш". Окончательно процесс "бегства активов" должен завершиться к концу нынешнего года.
Таким образом, государство в очередной раз неуклюже спасает производство, продемонстрировавшее свою полную несостоятельность. К сожалению, в том, что сегодняшний "Ижмаш" действительно экономически и творчески несостоятелен, сомневаться не приходится.
Многие видные специалисты-оружейники полагают, что спасти завод могло бы действительно самое настоящее, а не мнимое банкротство, которое открыло бы пусть к подлинной модернизации производства.
Понятно, что при мнимом "банкротстве" никто никакой модернизацией заниматься не станет.
Те же специалисты утверждают, что последние двадцать лет завод переживает период самой настоящей стагнации. По итогам прошлого года чистый убыток, согласно отчету самого предприятия, составил 2,43 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом в 43,7 раза!
В значительной степени это произошло потому, что потребители все громче заявляют о своем недовольстве качеством продукции и ее несоответствии современным требованиям.
Соответственно, падает спрос на продукцию "Ижмаша" на российском рынке. Министерство обороны России, как основной заказчик боевого стрелкового оружия, вообще объявило в 2011 году о том, что отказывается приобретать некогда легендарные автоматы Калашникова. По сведениям из источников, близких к руководству министерства, военные не намерены делать этого и впредь. По их данным, склады сегодня забиты автоматами Калашникова под завязку и имеющегося запаса хватит с избытком как минимум еще на 15–20 лет.
Самые откровенные из военных специалистов прямо заявляют, что
автомат Калашникова в XXI веке безнадежно устарел и морально, и технологически. Его закупки, как считают многие военные, станут бесполезной тратой денег и отрицательно повлияют на боеспособность российских вооруженных сил.
Конструкторы среагировали на подобную критику немедленно. Они ответили потенциальным потребителям, что в этом случае завод просто-напросто будет ориентироваться в большей степени на внешний рынок, нежели на внутренний.
Производители оружия при этом косвенно признали, что автомат Калашникова действительно устарел. По их словам, на смену легендарному "калашу" в самом ближайшем будущем придет новая модель АК-12, которая, с одной стороны, станет продолжателем традиций легендарной марки, а с другой — будет принадлежать уже следующему поколению образцов стрелкового оружия. Но заводчане тут же оговорились, что
новый "калашников" также будет ориентирован преимущественно на экспорт.
Редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин заявил на это, что давать оценку "автомату нового поколения" пока рано, поскольку никто еще не видел даже макета.
Правда, в печать просочились сведения, будто это "чудо-оружие" уже продемонстрировали вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Но сообщения об этом отличаются редкой, даже, скажем, курьезной противоречивостью.
Так, "Удмуртская правда" писала, что "в представленной вице-премьеру экспозиции имелся, по некоторым данным, и уникальный экземпляр, который специалистам еще только предстоит оценить". Причем изображение этого автомата "до сих пор является секретным". Далее газета утверждала, что "АК-12… сохранит "фирменный" внешний вид и внешне будет похож на прежние версии легендарного оружия системы Калашникова".
Знающему человеку из этого сумбурного набора слов сразу становится понятно, что ни газетчики, ни, скорее всего, сам вице-премьер автомата в глаза не видели.
С другой стороны, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко в своем блоге утверждал, что Дмитрий Рогозин все-таки увидел новый автомат. Но опять-таки непонятно, в каком виде, поскольку, по словам того же Коротченко, "работа над автоматом продолжается, и его создателям предстоит еще провести многочисленные консультации с компетентными специалистами".
Из этого можно сделать вывод, что "главному ястребу российской оборонки" продемонстрировали явно не законченное изделие, а нечто вроде "декларации о намерениях". Хорошо еще, если эта "декларация" была выполнена в металле, а то ведь оружейники могли ограничиться и деревянным макетом!
Зато вот фразу об ориентации нового изделия на экспорт можно понимать совершенно буквально. Причем речь идет не только о новом изделии. Фактически последние десять лет "Ижмаш" работает преимущественно на зарубежный рынок.
Тому есть много причин, но основную мы сегодня неоднократно упоминали. Российской армии позарез нужно новое современное оружие, каковым явно уже не может быть автомат, выпущенный ровно шестьдесят пять лет назад. Зато потребители из стран третьего мира не отличаются подобной привередливостью. Для них первостепенное значение имеет не новизна конструкции, а дешевизна, простота в эксплуатации и относительная надежность. Это дало "Ижмашу" повод заняться вплотную вооружением африканских и азиатских армий, отложив на неопределенный срок проведение столь необходимой заводу модернизации производства. Недаром именно на знаменах и гербах некоторых африканских стран красуется изображение знаменитого "калаша".
Между тем у завода была прекрасная возможность провести такую модернизацию.
Но заводчане этой возможностью не воспользовались. Речь идет о том, что в 1997 году был принят на вооружение автомат конструкции Геннадия Никонова АН-97 "Абакан". По единодушному мнению специалистов, эта конструкция и поныне является лучшей в мире, значительно опережая автомат Калашникова по своим техническим характеристикам. "Абакан" называли "шедевром инженерной мысли", "оружием третьего тысячелетия", "изделием, вошедшим в историю". Геннадий Никонов был удостоен Государственной премии и ордена "Надежда Нации". Было принято принципиальное решение о полном перевооружении российской армии автоматами Никонова и, соответственно, списании находящихся на вооружении автоматов Калашникова.
Однако, как легко можно догадаться, ничего этого сделано не было. "Ижмаш" продолжал производить "калаши" в немыслимых количествах, а "лучший в мире автомат" и "оружие третьего тысячелетия", как и его конструктор Геннадий Никонов, были преданы забвению. Выдающийся инженер скончался в 2003 году в возрасте пятидесяти двух лет.
Справочники очень скупо комментируют фактический саботаж производства автомата Никонова со стороны "Ижмаша". В большинстве статей лишь невнятно говорится, что автомат Никонова не был "поставлен на поток" по каким-то таинственным "экономическим соображениям".
Специалисты поясняют, что за этой фразой стоит все то же упорное нежелание руководства завода перестраивать и модернизировать производство. Гораздо проще штамповать пусть устаревшую, но такую привычную модель, регулярно приносящую ощутимую прибыль в звонкой валюте. Понятно, что о престиже страны в этом случае никто не думал.
Показательно, что незадолго до объявления "Ижмаша" банкротом завод посетила официальная делегация из Монголии во главе с министром обороны этой страны Лувсанванданом Болдом. Монгольские товарищи заверили заводчан, что заинтересованы в приобретении именно ижевского оружия и намерены делать это и впредь. По словам министра обороны Монголии, в стране сейчас реализуется масштабная программа по перевооружению национальной армии, поэтому монгольская сторона собирается и дальше продолжать те отношения, которые до этого складывались десятилетиями.
Из этого заявления сразу становится понятной "планка", установленная для себя ижевскими оружейниками. Если устаревшая модель автомата будет предназначена для перевооружения целой национальной армии, то это означает, что о какой-либо модернизации производства здесь придется забыть.
Видимо, надолго.
Вы можете оставить свои комментарии здесь