Внезапный перенос даты оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, естественно, вызывает много вопросов, но по крайней мере дает один ответ — судья Данилкин в процессе вынесения решения не участвует, он будет его только озвучивать.
Никаких комментариев и пояснений причин переноса в официальном уведомлении адвокаты не получили. Единственное, что им оставалось — высказать дипломатичное предположение, что судья не успел написать приговор. Другим основанием, согласно закону, может быть только болезнь судьи.
Данилкин на здоровье не жаловался, и если бы действительно самостоятельно выносил решение в деле, очевидно, являющемся судьбоносным для страны и вызывающем такой международный резонанс, справился бы с этой нелегкой задачей.
До сегодняшнего дня большинство из тех, кто следит за процессом, предполагали, что, несмотря на всю абсурдность происходящего и чудовищную прокурорскую некомпетентность, приговор все-таки будет обвинительным, и вполне вероятно, что вчера так и было. Сейчас такой уверенности нет, а вот причины задержки могут трактоваться по-разному.
Первая достаточно очевидная версия, исходящая из алгоритма предыдущих действий власти, — попытка сбить волну протеста и оттянуть оглашение до праздников, чтобы не было большого ажиотажа.
В ней есть определенная логика, но все-таки нам она кажется не очень убедительной. Нет достаточных оснований предполагать, что в конце декабря, даже несмотря на праздники, протестная активность будет спадать, скорее наоборот. Акция "Стратегии-31" в декабре состоится, причем может пройти в более расширенном формате. Тот факт, что Евгения Чирикова присоединяется к заявителям, наглядно демонстрирует тенденцию перерастания гражданского социального протеста в протест политический.
Гораздо вероятнее, что внутри самой власти возникли серьезные разногласия. И связаны они не с проснувшимся вдруг гуманизмом и желанием соблюдать закон, а с вполне конкретными внутри- и внешнеполитическими расчетами.
Понятно, что обвинительный приговор по полной программе, как того требуют прокуроры, да и вообще любой дополнительный срок, который переносит дату освобождения Ходорковского за весну 2012 года, де-факто означает возвращение Путина в Кремль и полностью ставит крест на надеждах "коллективного Медведева", тех, кто все-таки хотел бы "модернизировать страну", сохранив олигархический строй без путинских эксцессов. Кроме того, раскручиваемая на западе история со "списком Магнитского" и его потенциальное расширение за счет имен представителей властной элиты, вне всякого сомнения, вызывает ее дикую нервозность, и понятно, что новый приговор по делу "ЮКОСа" послужит дополнительным толчком к ускорению этих процессов.
В пользу этой версии нешуточной внутриэлитной борьбы говорит и появившееся вчера письмо тех самых рок-музыкантов, которые чурались всякой политики и просто "вежливо не отказывали" президенту в желании с ними пообщаться. То, что внезапное изменение позиции и проявление гражданственности произошло не по ходу процесса, а за день до предполагавшегося оглашения приговора, наталкивает на мысль, что без четкого сигнала сверху не обошлось. Еще буквально две недели назад Гребенщиков заявлял, что его мнение вообще никого не интересует и это хорошо. Когда позволяют заниматься музыкой, иметь собственную позицию — это уже наглость.
Но широкий общественный протест людей, все еще имеющих собственную позицию, власть, как оказалось, не в состоянии полностью игнорировать.
Вы можете оставить свои комментарии здесь