Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Дмитрия Соловьева стал поступивший из Кемеровского управления ФСБ рапорт с материалами оперативно-розыскной деятельности об обнаружении признаков преступления. Расследование резонансного дела завершилось в мае 2009 года. Подкрепленное судебной экспертизой с обвинительным уклоном, проведенной Кемеровским государственным университетом, оно ушло к прокурору для утверждения обвинительного заключения. Однако прокурор возвратил дело на дополнительное расследование в Следственный комитет.
Инициированное "Агорой" внесудебное комплексное исследование Нижегородского госуниверситета, вопреки выводам кемеровских экспертов,
пришло к заключению, что сотрудники ФСБ и МВД не являются социальной группой,
а в текстах Соловьева нет скрытых или явных призывов, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, как не содержится и возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В итоге в июле 2009 года была назначена комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза в Центре судебной экспертизы при Минюсте России и комплексная политолого-социологическая судебная экспертиза в Томском госуниверситете. Томские эксперты отметили, что в социологии и политологии не сложилось однозначного определения "социальная группа", и мнения специалистов разделились. Политолог заявил, что сотрудники МВД и ФСБ не образуют целостной социальной группы, а социолог посчитал, что если придерживаться максимально широкого толкования понятий социальной группы, то отнести к ним милиционеров и сотрудников ФСБ можно.
Эксперты Центра судебной экспертизы при Минюсте России пришли к однозначному выводу, что в исследованных текстах Дмитрия Соловьева не содержится образа каких-либо групп лиц, а материалы блогера не направлены на формирование негативных установок, на возбуждение ненависти, вражды и на унижение достоинства каких-либо групп.
Согласно уголовно процессуальным нормам, все сомнения экспертов толкуются в пользу обвиняемого.
Как считает адвокат, правовой аналитик "Агоры" Ирина Хрунова, это крайне важное решение для следственной практики по "экстремистским" делам в России. Те люди, которые признаются социальной группой, автоматически получают дополнительную защиту средствами уголовного процесса, поскольку возбуждение вражды и унижение достоинства по признаку принадлежности к социальной группе образуют собой состав преступления.
Отметим, что, согласно практике Европейского суда по правам человека, представители власти с точки зрения свободы слова пользуются меньшим уровнем защиты, поскольку критика власти является составным элементом демократического общества.
Между тем известно первое громкое дело блогера Саввы Терентьева из Республики Коми со вступившим в силу приговором с признанием милиционеров социальной группой. Терентьев признан уголовным преступником и получил условный срок наказания.
Софья Микитик
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter