Тень "Набукко" становиться все гуще. Наше предположение о том, что российско-грузинским конфликт — это проявление борьбы за энергоресурсы, нашло свое прямое подтверждение. Об этом президент Грузии Михаил Саакашвили откровенно заявил в Анкаре, на церемонии подписания межправительственного соглашения по строительству "Набукко". Он сказал, что прошлогодняя война на Кавказе — это агрессия России против "Набукко", но с ее помощью российские власти ничего не добились. Проект продолжает раскручиваться. О том, что все эти игры могут привести к глобальному конфликту, мы предупреждали около года назад. Ситуация с тех пор не изменилась к лучшему. Похоже на то, что "рвануть" может в любой момент, но не факт, что снова в Грузии.

Инфоперезагрузка

Огромное количество упоминаний о "Набукко" в СМИ в последние две недели наводит на мысль о заранее спланированной информационной акции. Началось все неожиданно: глава Туркмении сделал официальное заявление о готовности участвовать в проекте. Аналогичное заявление сделал глава Азербайджана,  пообещав 7-8 млрд кубометров газа, Ирака - 15 млрд кубометров, тогда как проектная мощность  "Набукко" составляет примерно 30 миллиардов кубометров топлива в год. Эти пока что виртуальные посулы тем не менее легли в основу заявлений на весь мир, что проблем с наполняемостью трубопровода больше нет. По этой причине активизировался и договорной процесс транзитных стран. В Анкаре главы правительств Турции, Австрии, Венгрии, энергокомпаний Болгарии и Румынии парафировали соглашение по проекту "Набукко". Более того, на церемонии подписания документа присутствовали более 30 представителей иностранных государств и ЕС, в том числе представители Грузии и Украины. При этом число сторонников конкурента "Набукко" — российского проекта газопровода "Южный поток" — резко поубавилось. В частности, новый премьер-министр Болгарии заявил о пересмотре всех крупных энергетических сделок с Россией.

Открыто в поддержку проекта "Набукко" высказались сразу несколько представителей властей США, правда, не из числа первых лиц, а всего лишь крупных чиновников, хотя не для кого не секрет, что

США вообще являются основным лоббистом "Набукко". Теперь еще была предпринята попытка привлечь на сторону проекта и нового президента Барака Обаму.

С открытым письмом в его адрес обратилась большая группа европейских политиков, в том числе экс-президент Литвы Валдас Адамкус, экс-президенты Польши Лех Валенса и Александр Квасьневский, экс-президент Чехии Вацлав Гавел, бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар, экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и многие другие. Они призвали Обаму проявлять бдительность в отношении Москвы и с целью укрепления евро-атлантической мощи избавить Европу от энергетической зависимости от России. Дескать, США уже помогли построить нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, так помогите построить "Набукко", просят в письме политики. Это послание должно развязать руки США.

Другая цель у всей этой информационной кампании — раздразнить Россию,

поскольку "Набукко" для российских властей, не делающих разницы между коммерческими интересами "Газпрома" и интересами государства, является своеобразной "красной тряпкой".

Те, кто усиленно махал ею перед носом наших правителей, отчасти добились своего. В тот момент, когда в Анкаре подписывались документы, российский президент Дмитрий Медведев демонстрировал силу своим посещением воинских частей в Южной Осетии, Абхазии и Новороссийске. Естественно, этот визит вызвал бурную реакцию у грузинских властей.

Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал поведение Дмитрия Медведева "постыдным и аморальным". Грузинские парламентарии пошли еще дальше. Они поставили на одну доску Медведева и Адольфа Гитлера. Дескать, такие вояжи в стиле фашистских лидеров. В общем, в своих высказываниях грузины соревновались друг с другом, кто удачней оскорбит российских руководителей. Это дает повод говорить об обострении российско-грузинских отношений и о возможности новой войны.

На холмах Грузии

Вообще тема новой российско-грузинской войны в нашей прессе обсуждается, начиная с июня, довольно активно. Первым из российских экспертов о ней заговорил Андрей Илларионов. По его прогнозу, новая российско-грузинская война должна была начаться 6 июля, после окончания российских учений на Кавказе. По версии Илларионова, вооруженные силы России, используя благовидный предлог, первыми нападут на Грузию. Таким образом, российские власти окончательно разделаются с ненавистным режимом Саакашвили. При этом Илларионов не отметил, что нелюбовь между лидерами России и Грузии является взаимной. И у Михаила Саакашвили гораздо больше оснований строить планы нападения на подразделения российской армии, находящиеся на территории Абхазии и Южной Осетии, для того, чтобы вернуть мятежные регионы в лоно своей страны. Тем более что ЕС и США не раз заявляли о поддержке территориальной целостности Грузии., и было бы странно, если бы Саакашвили такие планы не вынашивал и не просил Запад помочь ему их реализовать.

Неудивительно, что другие российские аналитики, в частности, Леонид Радзиховский на первое место поставил сценарий новой войны, когда Грузия пытается выбить российские войска из Абхазии и Южной Осетии и восстановить контроль над этими территориями. Эксперт полагает, что, собрав все силы, грузинские войска могут добиться краткого (день-два) тактического успеха. Затем для его удержания Михаил Саакашвили будет вынужден призвать на помощь ЕС и США. Пойдут ли они на конфликт с Россией? По мнению Радзиховского, эта авантюра у грузинского президента не прокатит.

ЕС и США не пойдут на вооруженный конфликт с Россией.

(Хотя определенные надежды Саакашвили внушает то, что американские корабли находятся рядом с Грузией, а вице-президент США Джозеф Байден прибыл туда, чтобы обсудить вопросы в том числе и региональной безопасности). Так как  формально российские войска находятся на территории непризнанных государств Абхазии и Южной Осетии по просьбе проживающих в них народов, которые на дух не переносят Саакашвили. Так что, по мнению эксперта, новая военная эскапада может стоить, наоборот, власти грузинскому президенту.

В то же время Леонид Радзиховский называет другой вариант войны, когда российские войска нападают на Грузию, еще более бесперспективным и бессмысленным. Ведь за удовольствие избавиться от Саакашвили придется заплатить катастрофической потерей международной репутации страны. "Все, что творилось год назад, покажется цветочками по сравнению с реакцией ЕС, США", — пишет Радзиховский. Вся эта история куда более тяжелое впечатление произведет на страны СНГ, на российских партнеров по ШОС и ОДКБ. Россия рискует оказаться в истинной международной изоляции. Этот шаг не будет очень популярен в самой России. Размышляя таким образом, Леонид Радзиховский делает вывод, что никакой новой российско-грузинской войны не будет. На наш взгляд, для российских властей куда важнее не репутация, а тот факт, что эта война не отменит "Набукко". Михаил Саакшвили и грузинские эксперты искусственно поднимают значимость собственной страны в проекте. На самом же деле роль Грузии в "Набукко" не является ключевой.

Направление "юг"

Изначально процесс противодействия "Набукко" российские власти строили на договоренностях с производителями газа. Россия закупала оптом газ по выгодной цене у Туркменистана и Азербайджана. Но в этом году в условиях кризиса она предложила снизить цену на газ в расчете на другие способы удержания этих стран от сотрудничества по "Набукко". Например, для Азербайджана важнее газа является карабахский конфликт, в урегулировании которого важную роль занимает Россия. Из Туркменистана газ пока также на сможет поступать в Европу, поскольку не решены проблемы транзита голубого топлива по дну Каспийского моря. В то же время путь на восток для Туркменистана открыт, и для страны гораздо более выгодным в настоящее время является договор по строительству газопровода с Китаем. Так что

все свои дипломатические усилия российские власти направили на другого потенциального поставщика газа — Иран,

обладающий к тому же самыми большими запасами голубого топливо. Для установления тесных контактов с Ираном российское руководство действительно немало попотело в формате так называемой "газовой ОПЕК".

Примечательно, что реакция наших властей на событие в Анкаре была необычайно спокойной. Подписание соглашений прокомментировал сначала вице-премьер Виктор Зубков (кстати, не имеющий никакого отношения к топливно-энергетическому комплексу), а потом и президент Дмитрий Медведев, отправившийся после вояжа по Каваказу в Германию. Там на пресс-конференции, отвечая на вопрос по "Набукко", он совершенно спокойно заметил, что раз этот проект нужен Европе, то он нужен и России. "Мы ведь тоже европейцы", — подчеркнул Медведев. Это спокойствие объясняется тем, что

России изменила тактику противодействия "Набукко". Ей удалось договориться с Ираном о совместной  разработке иранских газовых месторождений. Так что предложение Ирана участвовать в проекте "Набукко" исходит и от России тоже.

(Здесь, надо полагать, кроются причины нападок иранской оппозиции на российские власти и лично на Путина).

Эту новую конфигурацию "Набукко" США до конца еще не осмыслили. На данном этапе американские чиновники отвергают участие в проекте Ирана по той причине, что к нему есть вопросы у МАГАТЭ. Однако в перспективе последнее слово должно быть за европейцами, ведь речь идет все же о газе для них. А в Европе у российских властей сильный союзник -  Германия. Ангела Меркель после встречи с Дмитрием Медведевым заявила, что "Набукко" не должен финансироваться за счет средств европейских налогоплательщиков, она высказалась в пользу привлечения частных инвестиций. По всей видимости, Меркель имела в виду прежде всего германские фирмы, которые уже вкладывают средства в газоразведку перспективных месторождений ряда стран — поставщиков голубого топлива. Германия явно будет стремиться играть большую роль и в проекте "Набукко", так как европейские страны чинят препятствия в реализации газпромовского "Северного потока".

Ход конем

Очевидно, что усиление позиций России в Иране, да еще в стратегически важной нефтегазовой сфере, не понравится США, которые считают для себя жизненно важным установление контроля над ресурсами всей планеты. Соперничество России и США в этой области делает ситуацию вокруг "Набукко" крайне опасной. Какой же выход есть из нее? Очень простой -  это отказ вообще от всех трубопроводных проектов, как лоббируемого США "Набукко", так и российских "Северного потока" и "Южного потока". Слишком нездоровую атмосферу они вокруг себя создают, подпитывая паразитарные настроения многочисленных государств, желающих прислониться к трубе. Тут необходимо помнить, что существует более достойная альтернатива трубопроводным проектам, притом реализуемая.

На рынок Европы вышел реальный конкурент России — маленький

Катар, который, впрочем, уже сейчас является крупнейшим в мире производителем сжиженного природного газа, а к 2012 году собирается нарастить экспорт до 220 млрд кубов газа, то есть будет экспортировать больше, чем Россия.

Запасы природного газа Катара составляют порядка 60 процентов от российских. Катар совместно с рядом крупных нефтекомпаний из США и ЕС строит по периметру Европы терминалы по регазификации (уже подписал договор с Польшей). Причем терминал по регазификации будет расположен вблизи польско-германской границы, так что покупателем катарского газа будет и Германия. Европа и сама стремительно наращивает мощности по регазификации. В совокупности они составляют около 128 млрд кубов и продолжают расти.

Эта альтернатива более выгодна и Грузии. Она может реализовать свою мечту стать перепродавцом газа, но не в рамках "Набукко", а в результате строительства терминала для принятия сжиженного газа в Поти. Помощь в этом ей обещает оказать Румыния, и соответствующие соглашения уже подписаны. Аналогичный проект — строительства терминала для принятия сжиженного газа — рассматривается и на Украине. Так что и она вполне может найти замену российскому газу и своему трубопроводному бизнесу. Не говоря уже о том, что бешеными темпами в мире идут поиски альтернативы углеводородному топливу. И они, вне всякого сомнения, будут найдены.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter