Это не праздный вопрос. Потому что Россия уже сегодня существует в двух реальностях. В одной, строго ограниченной специализированными экономическими изданиями или разбросанной по кафе прессой для менеджеров, обсуждаются последствия мирового финансового коллапса для страны, возможные увольнения, проблемы на рынке рабочей силы, недвижимости, кредитования - словом, все то, что и составляет сегодня суть существования Российского государства. В другой - телевизионной, популярной, агитационной - о кризисе не говорится ничего, зато бодро рассказывается об антикризисных мерах. Зачем нужны антикризисные меры, когда нет кризиса, не объясняется.
Потому что страна сплошных побед может легко победить кризис, даже когда его нет. Это ведь не какая-то там тухлая Америка, которая все проигрывает. Это не какая-то там Финляндия, забрасывающая голы в свои ворота под гипнотическим взглядом Аршавина. Это Россия! Повторяю по буквам: Радостная. Очень. Сильная, Смелая. Интересная. Яркая. Какой такой кризис??
Похоже, кремлевские пропагандисты на этот раз могут перехитрить сами себя. Ведь они-то живут в первой реальности, читают за утренним кофе "Ведомости" и обсуждают последние новости в уютных кабинетах элитных ресторанов Рублевки. И уверены, что все всё понимают. Но их избиратель на посещение ресторанов на Рублевке не зарабатывает. И газеты читает подешевле и попроще "Ведомостей", а то и просто смотрит новости по телевизору, чтобы узнать об очередных победах. Этот избиратель уверен, что речь идет о временных трудностях, простому человеку вообще непонятных, и с изумлением наблюдает за суетой американцев и европейцев, за их стенаниями по поводу каких-то непонятных акций.
А что будет, если этого самого избирателя завтра уволят? Если понизят зарплату, если ему нечем будет выплачивать кредит за квартиру, которую он с таким напрягом купил. Или если квартира, которую он сдает, чтобы выжить, подешевеет наполовину? Или если нечем будет оплатить лечение родителей, обучение дочери? Или он просто выйдет на улицу, подойдет к обменнику и увидит совсем другие цифры. Или... да мало что может быть в эпоху кризиса - вон в благополучной Исландии царица-крона падает с неудобоваримой скоростью и продуктов в стране осталось на пять недель. Но исландцы обо всем этом знают - проблемы страны обсуждаются в телевизионных программах и газетах, с людьми о происходящем говорят президент и премьер-министр.
Не только политик в демократическом мире, но и талантливый пропагандист в авторитарном знает: людей нужно готовить к худшему. Тогда они воспринимают происходящее куда спокойнее. А если худшее не случается, сам факт его отсутствия становится поводом для того, чтобы рассказать о успешном преодолении проблем.
Но кто сказал, что власть наполнена талантливыми пропагандистами? Рассказывать о победах в эпоху нефти по 140 долларов нетрудно, а вот ты попробуй возможное поражение обернуть победой! И тут оказывается, что "пилить" и "думать" - это не синонимы: кто бы мог подумать! Как, впрочем, и "алчность" - это еще не синоним слова "патриотизм".
Оригинал статьи опубликован на сайте www.grani.ru