Как заявил Кицмаришвили, он окончательно понял, что в правительстве Саакашвили ему не место, после августовских событий, когда "принятое властями Грузии решение привело к кровопролитной войне".
По словам Кицмаришвили, на второй день после "революции роз" собрались вместе Михаил Саакашвили, Зураб Жвания, Нино Бурджанадзе и он как один из участников проекта и распределили ответственность следующим образом: Саакашвили становился президентом, Бурджанадзе председателем парламента, Жвания премьером, а Кицмаришвили было поручено следить за выполнением достигнутого соглашения.
Как рассказал Кицмаришвили, вскоре после революции начался прессинг на свободные СМИ, и он покинул страну. Затем последовала смерть Зураба Жвания, которая изменила достигнутое соглашение, а когда из правительства ушла Бурджанадзе, то баланс сил изменился коренным образом и ситуация в стране стала крайне сложной.
"Всю власть в свои руки взял Саакашвили", - заявил Кицмаришвили и отметил, что первым нарушением соглашения, регулировавшего баланс сил в постреволюционной Грузии, было принятие поправок в Конституцию, согласно которым резко возросла власть президента и сократились полномочия парламента.
Бывший посол Грузии в России считает, что если бы был жив Зураб Жвания, дело до кровопролитной войны не дошло бы, а если бы Нино бурджанадзе была бы председателем парламента, то оставался бы хотя бы небольшой шанс на предотвращение развития силового сценария.
"Я долгое время оставался рядом с правительством Саакашвили, несмотря на множество разногласий и различие позиций по тем или иным вопросам, но сейчас, после того, как не произошло предотвращения войны, заявляю, что моего места рядом с правительством Саакашвили нет", - подчеркнул Кицмаришвили.
В то же время он считает, что Саакашвили, начав войну, "попался в расставленный российскими спецслужбами капкан" и не прислушался к советам дипломатов, предупреждавших его не поддаваться на провокации.
По его словам, у него имеется доклад группы дипломатов высокого ранга, в котором говорится, как пытались США, Германия и Евросоюз переубедить Саакашвили и отговорить его не осуществлять нападение на Цхинвали.
Кицмаришвили приводит цитату одного неназванного высокопоставленного дипломата, который писал: "Все наши беседы с Саакашвили действовали примерно в течение двух недель, а потом он опять возобновлял военную риторику". Он не отрицает, что в этом деле, в развязывании войны в Южной Осетии, серьезно поработали и российские разведка и спецслужбы, но считает, что Грузия не должна была поддаваться на провокации и использовать все ресурсы для воздействия на Россию, в том числе прессинг Запада.
Говоря о своей ответственности за все, что случилось в стране после "революции роз", Кицмаришвили подчеркивает, что уже несет свою ответственность тем, что сейчас у него нет всего того, что он имел до 2003 года.
"Я уже ответил тем, что имел что-то, а сейчас ничего не имею. У меня было огромное влияние, и я все сдал по собственной воле и отошел в сторону, но вовсе не для того, чтобы умыть руки... Я хотел убедиться, есть ли во всем этом моя доля вины. Я два года анализировал этот процесс и понял что во многом есть и моя вина. Сенгодня я понял, что помогать этому правительству не имеет смысла. Моя цель – помочь стране, а не правительству", - заявляет Кицмаришвили.
Напомним, что что с 8-го по 12 августа продолжался вооруженный конфликт между Грузией и самопровозглашенной республикой Южная Осетия. Российские войска принимали в нем участие на стороне Южной Осетии. Конфликт начался с атаки Грузии 8 августа. В итоге российские войска вытеснили грузинские из Южной Осетии и заняли часть грузинской территории.
Президент России Дмитрий Медведев 26 августа подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Кроме России официально это сделала еще только одна страна — Никарагуа.
Западные страны осудили это решение Москвы и продолжают поддерживать Тбилиси, который настаивает на сохранении Южной Осетии и Абхазии в составе Грузии.