Гражданка Туркмении Ирина Колесник переехала на постоянное жительство в Россию в 2005 году, где к тому времени уже проживала ее старшая дочь — гражданка России. Муж и младшая дочь Ирины — также российские граждане, принявшие гражданство в посольстве России в Ашхабаде в 2002 году. Сама же она не успела его получить, так как перед вступлением в силу нового закона прекратился прием заявлений от лиц, находящихся за пределами России.
Семья, испытывавшая на себе проявления дискриминации русскоязычного населения в Туркмении времен правления Сапармурата Ниязова, заранее готовилась к переезду в Россию: они получили статус добровольных переселенцев и собрали все необходимые документы.
Между тем против начальника Ирины Колесник — ответственного секретаря Национального центра легкой атлетики Туркмении, где она работала референтом-переводчиком, — было возбуждено уголовное дело о хищении государственного имущества. Следователь, в производстве которого оно находилось, откровенно заявлял женщине, что намерен "посадить" не только ее непосредственного начальника, но и чиновника существенно более высокого ранга, с которым у него были личные счеты. Следователь требовал от нее подписания нужных для этого документов, а чиновник, в свою очередь, угрожал ее убить, если она даст какие-либо показания о его финансовых махинациях.
Эти обстоятельства вынудили семью Колесник ускорить переезд на историческую родину. В мае 2006 года Ирина Колесник получила вид на жительство в России и вскоре подала документы на российское гражданство. Туркменский следователь, узнав, что свидетельница уехала, стал добиваться ее выдачи: через полтора месяца после отъезда Ирины из Ашхабада он вынес постановления о ее привлечении к уголовному делу уже в качестве обвиняемой и об объявлении в розыск.
На основании этого Ирине было отказано в предоставлении российского гражданства. В июле 2007 года она подала в миграционную службу ходатайство о признании ее беженкой на территории Российской Федерации и вплоть до конца мая 2008 года обжаловала в судебном порядке отказ в его рассмотрении.
Ирину 19 августа 2007 года задержали в Москве и заключили под стражу. 11 марта 2008 года Генеральная прокуратура Российской Федерации, не дожидаясь окончания процедуры определения статуса беженца, вынесла постановление о выдаче Колесник в Туркмению для уголовного преследования. При этом было проигнорировано то, что туркменская сторона в запросе о ее выдаче грубо нарушила презумпцию невиновности: в этом документе откровенно указано, что судебное разбирательство в отношении Колесник в Туркмении завершится обвинительным приговором.
Мосгорсуд, куда Ирина обжаловала постановление об экстрадиции, дважды откладывал рассмотрение дела — до тех пор, пока процедура определения статуса беженца не закончилась окончательным отказом в рассмотрении ее соответствующего ходатайства, — и 5 июня отклонил жалобу, легализовав незаконно принятое Генпрокуратурой решение. Также не было принято во внимание, что Колесник, исчерпав возможности получить статус беженца, направила в УФМС России по Москве заявление о предоставлении ей временного убежища.
В сложившейся ситуации сторона защиты, параллельно с обжалованием решения об экстрадиции в кассационном порядке, сочла необходимым обратиться в Страсбург с просьбой о приостановке выдачи Колесник. Рассмотрев предоставленные материалы, Европейский суд удовлетворил просьбу и уведомил власти России о необходимости приостановить экстрадицию до дальнейших указаний.