Предлагается наделить руководителя следственного органа (помимо полномочий следователя) полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме. Руководителю следственного органа предполагается предоставить право проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок, сообщений о преступлениях, а также лично рассматривать сообщения о преступлениях и участвовать в проверках сообщений о преступлениях.
Устанавливается также срок рассмотрения требования прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя и устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (не позднее пяти суток со дня постановления).
Действия руководителя следственного органа по отмене незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела в документе строго регламентированы. В частности водится правило, на основании которого уголовное дело для утверждения обвинительного заключения направляется прокурору с согласия руководителя следственного органа.
"Вводится правило, в соответствии с которым в случаях, не терпящих отлагательства, с целью установления признаков преступления, эксгумация и осмотр трупа, освидетельствование, а также получение сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ранее многие СМИ сообщали о том, что в России уже осенью 2008 года может быть создан аналог американского ФБР - Федеральной службы расследований (ФСР), объединяющей следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей. В этом контексте, естественно, встал вопрос о том, кто возглавит новое ведомство. Однако оба претендента на пост руководителя службы - глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета (СК) при МВД Алексей Аничин, выступили с заявлениями против создания единого следственного комитета, назвав его нецелесообразным.