Истцы заявляют, что судебное разбирательство, в результате которого было принято решение о ликвидации центра, было несправедливым.
Проблемы с Росрегистрацией у Республиканского правозащитного центра начались в 2006 году. Чиновники провели ряд проверок и поставили под угрозу деятельность организации.
В мае прошлого года Росрегистрация подала в Железнодорожный суд Улан-Удэ иск о ликвидации Республиканского правозащитного центра.
3 июня 2007 года суд рассмотрел поданный Росрегистрацией иск о прекращении деятельности правозащитного центра. Бурятские правозащитники пытались доказать суду, что претензии Росрегистрации необоснованны. Они представили документы, подтверждающие, что все отчеты они сдали вовремя. В свою очередь, представитель Росрегистрации, по утверждению активистов, не представил суду никаких документов в обоснование своего иска. Тем не менее, суд встал на сторону Росрегистрации.
В сентябре 2007 Верховный суд Бурятии отказал правозащитникам в удовлетворении кассационной жалобы об отмене решения суда первой инстанции. Таким образом, решение о ликвидации Центра вступило в законную силу.
Исчерпав все возможности добиться справедливого судебного разбирательства внутри страны, гражданские активисты были вынуждены с помощью юристов ассоциации "Агора" обратиться в Европейский суд по правам человека.
Руководитель Республиканского правозащитного центра Евгений Кислов уверен, что судебное преследование связано с профессиональной деятельностью организации. С 1997 года правозащитники Бурятии безвозмездно помогали жителям республики отстаивать свои права, ущемленные действиями должностных лиц органов государственной власти. Ежегодно юридическую помощь правозащитников получали 700-800 человек. Организация являлась региональным координатором Московской Хельсинкской группы и постоянно принимала участие в ежегодном докладе МХГ "Мониторинг прав человека в России", отслеживая факты национализма и ксенофобии в регионе, нарушений прав человека представителями государственных органов. Также организация являлась партнером движения "За права человека".