"Если Россия превратится в парламентскую республику, она исчезнет. Это мое личное глубокое убеждение. Даже наши ближайшие соседи, попытавшиеся слегка изменить конфигурацию властных полномочий, столкнулись с колоссальными трудностями, хотя у них и не федерация. Россия всегда строилась вокруг жесткой исполнительной вертикали. Эти земли собирались веками, и по-другому ими управлять нельзя", – заявил Медведев.
"Россия – федеративная страна с большими перспективами, но и с немалыми проблемами. Такое государство может управляться лишь при помощи сильной президентской власти. Вне зависимости от того, кто именно в данный момент занимает кабинет в Кремле", – сказал Медведев в интервью журналу "Итоги". Текст был опубликован 17 февраля на правах предвыборной рекламы.
"Наша страна была и останется президентской республикой. Иного не дано. Нет никаких двух, трех или пяти центров. Во главе России президент, а он по Конституции может быть лишь один. Я говорю сейчас не о конкретном человеке, а о высшем государственном посте", – сказал он.
Таким образом, своим высказыванием Медведев перечеркнул дискуссию, начатую Владимиром Путиным 5 лет назад. С тех пор политики и эксперты предлагали изменить Конституцию, с тем чтобы парламент имел возможность формировать исполнительную власть. Это представлялось как возможность сохранить Путина у власти после 2 марта 2008 года. После того как Путин принял предложение Медведева возглавить правительство после президентских выборов, предположения о возможности законодательного закрепления некой "двухглавости" на уровне государственного управления стали высказываться с большей уверенностью.
Во время оглашения очередного послания Федеральному собранию в 2003 году Путин заявил о намерении "сформировать профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство". Ряд наблюдателей воспринял это высказывание как сигнал к фактическому изменению государственного строя, в результате и президенту, и чиновникам его администрации пришлось давать пояснения.
В то время как Путин официально отверг иную форму государственного устройства, кроме президентской республики, назвав ее "неприемлемой и опасной", источники в администрации сообщали, что партии, победившие на парламентских выборах, предполагалось допустить лишь к консультациям по кандидатурам членов правительства, а вовсе не к самим этим постам.