Понятно, что политической воли одного украинского президента было недостаточно для урегулирования конфликта. Нужно было, чтобы в этом был заинтересован и его российский коллега. А это значит, что у Владимира Путина были какие-то личные причины для того, чтобы помочь Виктору Ющенко потеснить свою главную соперницу в предстоящей президентской кампании. Что же могло подтолкнуть российского президента на подобный шаг? Тем более что ранее особой любви к Виктору Ющенко он вроде бы не испытывал. Однако Владимир Путин не только согласился на условия, выгодные для Виктора Андреевича, но даже похвалил его на своей пресс-конференции за конструктивный настрой.
У столь неожиданной взаимной приязни двух президентов могут быть две причины. Во-первых, Владимиру Путину могли деликатно намекнуть из Вашингтона, что не следует обострять отношения с Украиной и снова доводить дело до символического "отключения", ведущего в действительности лишь к уменьшению объемов, поставляемых в Европу. К подобным намекам российское руководство, по всей видимости, вынуждено прислушиваться. Наказанием за непослушание может стать отказ признать легитимность назначения преемника, для соблюдения приличия замаскированного под выборы. По крайней мере, отказ российской власти от аренды украинских РЛС в Мукачево и Севастополе трудно объяснить чем-либо, кроме стремления продемонстрировать готовность мириться с расширением сферы влияния Вашингтона на Украину. Есть еще одно косвенное свидетельство того, что соглашение с Виктором Ющенко воспринимается российским руководством как очередная уступка американской администрации — это антиамериканская риторика Владимира Путина на его пресс-конференции. Его словесные выпады в адрес Вашингтона являются верным признаком того, что в реальности произошла новая сдача российских геополитических позиций.
Во-вторых, Владимир Путин мог испугаться дальнейшего усиления Юлии Тимошенко. Это значит, что российская власть может поменять своих украинских партнеров. Реальным соперником председателя кабинета министров на предстоящих в следующем году выборах (подготовка к которым уже идет полным ходом) станет не Виктор Янукович (у которого она без особых усилий выиграет во втором туре), а действующий президент. Но для этого нужно усилить его позиции, позволив ему решить важную внешнеэкономическую проблему. А, главное, помочь ему превратиться в надежного партнера России.
Но если эта версия верна, тогда возникает другой вопрос: "А что же за угроза для российской власти исходит от Юлии Тимошенко?". Конечно, она в течение долгого времени последовательно дискредитировала прежнюю схему импорта газа. Но ведь российская власть добровольно отказалась от того, чтобы глава украинского Кабмина не могла при случае упрекнуть Виктора Ющенко за покровительство сомнительным посредникам. Кроме того, изменение схемы поставки газа может сказаться на доходах Дмитрия Фирташа или Семена Могилевича. В крайнем случае, от удаления нынешних посредников пострадают украинские структуры и предприниматели (утверждают, что некоторые из них связаны с окружением Виктора Ющенко). Но Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву нет необходимости самим принимать участие в подозрительных схемах — в их распоряжении находятся огромные ресурсы "Газпрома", которые они (без всякого преувеличения) могут направить на любые цели.
Достигнутые соглашения представляются взаимовыгодными как для России, так и для Украины, которая будет погашать накопленную в 2007 году задолженность по газовым поставкам по вполне приемлемым ценам. Вместо "РосУкрЭнерго" и "УкрГазЭнерго", посредников с сомнительной репутацией, "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" создадут на паритетных основах два совместных предприятия, что позволит российской корпорации благодаря взаимодействию с украинскими структурами получить доступ к украинскому рынку. При этом "Нафтогазу Украины" вновь будут возвращены монопольные функции, в том числе — взимание платы за транспортировку газа, которая была передана "УкрГазЭнерго". В 2008 году Украина будет получать газ по согласованной в 2007 году цене в 179,5 долларов за одну тысячу кубических метров. Однако эту уступку "Газпрома" можно считать вполне приемлемой платой за доступ к украинскому рынку.
Но ведь о подобных условиях сотрудничества можно было договориться, не доводя дела до открытого конфликта и взаимных угроз. Причем прийти к соглашению можно было бы и с Тимошенко. Значит, дело было не в том, чтобы выработать условия создания совместных структур и поставок российского газа. Нужно было, чтобы партнером по успешным переговорам стал именно Виктор Ющенко, а достигнутые им результаты были бы сопоставимы с жесткими требованиями Юлии Тимошенко.
Российская власть впервые ясно показала, что она не собирается разговаривать с Тимошенко и сделает все возможное, чтобы преградить ей путь к президентскому креслу. Даже если для этого понадобиться дружить с Виктором Ющенко. И дело тут, на мой взгляд, в том, что, став президентом, Юлия Владимировна может приступить к воплощению в жизнь своей концепции, направленной на превращение Украины в "буферную" державу, помогающую Западу распространять в России демократические ценности. На этом фоне открыто проамериканский, но совершенно равнодушный к российскому политическому процессу Виктор Ющенко кажется нынешней российской власти более приятным партнером.
Вы можете оставить свои комментарии здесь