По словам председателя центра "Мемориал", члена совета при уполномоченном по правам человека Олега Орлова, не позднее чем 13 февраля в Назрани состоится презентация доклада. "Мемориал", кроме обычных гостей — журналистов — пригласил на презентацию представителей правительства Ингушетии, прокуратуры и силовых структур. Но, как отметил Орлов, отзовутся ли вышеперечисленные лица на приглашение наверняка сказать нельзя. Вместе с тем правозащитники отметил, что доклад за 2007 год — далеко не первая подобная работа. 2,5 года назад "Мемориал" выпустил доклад по Ингушетии "Конвейер насилия ", который был вручен лично в руки Путину.
Название доклада говорит само за себя, и, как вынужден был констатировать Орлов, он мало отличается от последнего. По словам Орлова, все самые худшие прогнозы правозащитников сбылись отчасти потому, что власти не вняли их предупреждениям о тревожном положении дел в республике и выпустили ситуацию из-под контроля, не использовав возможность повлиять на нее. Как отметил член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов еще буквально пару лет назад население Ингушетии было готово поддержать правительство в борьбе с боевиками, но своими топорными и откровенно беззаконными методами — пытками, похищениями, власть настроила ингушское общество против себя. Правозащитник отметил, что по его мнению многочисленные конспирологические версии политологов, рассуждающих о том, кому выгодно дестабилизация ситуации в Ингушетии, не состоятельны. Он высказал точку зрения, что никакой политической подоплеки в происходящем в республике нет, напряженная обстановка возникла там по вине силовиков, действующих "так, как они умеют". Олег Орлов перечислил силовые ведомства, несущие службу на территории Ингушетии: МВД Ингушетии, УБОП Северной Осетии, УФСБ Ингушетии, УФСБ по Северной Осетии, некий Центр "Т", а кроме того мобильные отряды МВД и силовики из Чечни. При этом правозащитник заметил, что все эти структуры действуют независимо друг от друга. По его словам об этом может свидетельствовать случай в сентябре 2007 года. Тогда неизвестные в масках в центре города открыли стрельбу и были задержаны сотрудниками МВД Ингушетии. Эти "неизвестные" оказались сотрудниками ФСБ. Впоследствии на проявивших инициативу сотрудников милиции завели уголовные дела. Правозащитник заметил, что руководство республики тогда безвольно осталось в стороне от этой истории и не заступилось за собственных милиционеров. Черкасов сказал, что силовики "своими руками создали ситуацию, когда боевики могут беспрепятственно действовать". Он пояснил, что копируя тактику силовых структур, боевики в Ингушетии совершают свои налеты . По сути, в масках, на машинах без номеров, они не отличимы от сотрудников ФСБ. Милиционеры предпочитают не связываться с людьми, похожими на сотрудников спецслужб, потому что убедились - выйдет себе дороже. Таким образом правозащитники опровергли возможную связь ингушских событий с выборами.
Олег Орлов сказал, что несмотря на вседозволенность силовиков Ингушетии и всю слабость региональных властей в России в целом, республиканская власть должна реагировать на происходящее и противостоять беззаконию. Вместо этого ингушские власти предпочитают перекладывать всю вину на некие внешние силы и средства массовой информации, говоря при этом о стабильности и процветании республики. Правозащитники заявили, что напряжение в ингушском обществе накаляется и уже многие представители молодежи республики на различных форумах в интернете находят оправдания действиям боевиков. Олег Орлов в этой связи подчеркнул, что для многих боевиков, членов вооруженного подполья в свое время мобилизующим фактором стала именно месть. "Мы ждем катастрофического сценария, а он уже реализован", - сказал Александр Черкасов.