Журналисту позвонил (как считают правозащитники, по заданию чекистских кураторов) участковый уполномоченный Александр Николенко. Трубку взяла 70-летняя мать Новожилова, которая является инвалидом второй группы. Страж правопорядка хамским тоном потребовал от матери Евгения немедленно предоставить ему какие-то "справки и характеристики" на сына. За неделю до этого - в два часа ночи 3 февраля Евгению уже угрожали по телефону, говорили, что на его пороге "будет милиция".
Бывший политзаключенный, постоянный автор "Кавказ-Центра" и внештатный корреспондент "Радио Свобода" Евгений Новожилов уже получал угрозы от краснодарской спецслужбы в декабре 2006 года. Тогда помогло вмешательство нидерландских правозащитников. 24 июня 2007 года инспектора Николенко прислали к Евгению Новожилову, чтобы заставить замолчать в связи с делом педофила Грицая - владельца "образцового семейного детского дома" и друга краевых чиновников. (Грицаю присудили в августе 2007 года за "развратные действия" небольшой штраф.) Тогда нидерландским правозащитникам пришлось просить разъяснений у начальника УВД Краснодара Александра Семенова.
И сейчас Евгений Новожилов намерен обратиться за помощью в западную прессу, в западные правозащитные организации и изъявил желание проинформировать руководителей иностранных фирм, сотрудничающих с Краснодарским краем, о травле, которую развязали против него краснодарские спецслужбы.
Напомним, что Евгений Новожилов родился в 1972 году. Он выпускник факультета романо- германской филологии Кубанского государственного университета, владеет английским, немецким и шведским языками. Член Международной амнистии, известен также как журналист, публикующийся на информационных порталах независимой Чечни. Его материалы о правах человека отличаются остротой и злободневностью. Его правозащитная деятельность началась в конце девяностых годов. Как постоянный слушатель радио "Свобода", в 1999 году он переписывался с Андреем Бабицким. Его пугал стремительный рост античеченских настроений и милитаристской истерии. Желая сделать хоть что-то, Евгений провел спорную, но не нарушающую закон акцию: он позвонил в местную газету "Краснодарские известия" и представившись русским, воевавшим на стороне чеченцев, предложил дать интервью газете. Редакция прислала к Новожилову журналистку, в разговоре с которой Евгений пересказал материалы радио "Свобода". По мнению правозащитника, это была единственная возможность напечатать в краснодарской газете статью, показывающую истинное положение дел в Чечне.
"Краснодарские известия" публикуют интервью с Новожиловым, озаглавленное "Людоед с "людоедского острова" и снабженное комментариями генерала Пуликовского. Ни газета, ни генерал не смогли отличить настоящего боевика от самозванца. Краснодарская ФСБ ищет в городе чеченского боевика, который имел наглость дать интервью. Новожилова вычислили, проверили и поняли, что никаким боевиком он никогда не был. И газета, и генерал оказались на глазах у всего города в "идиотском положении". С этого момента за Новожиловым стали следить различные "люди в штатском" и милиция. Его телефон прослушивался. В октябре 2001 года в разговоре со знакомой молодой человек, оценивая свое плохое настроение, сказал, что ему хочется сесть в самолет и куда- нибудь врезаться. Службы безопасности преподнесли этот телефонный разговор как угрозу терроризмом. Новожилова арестовывают по 207-й статье УК РФ и направляют в местную психбольницу, где объявляют шизофреником. Далее был суд, выразивший полную солидарность с краснодарскими чекистами. Находясь в больнице, Новожилов жаловался на плохое самочувствие, вызванное назначениями врачей. Всероссийская компания протеста против репрессий над Новожиловым, начатая движением "Автономное действие", принесла свои плоды. Спустя полгода после помещения правозащитника в больницу, врачи вынуждены были признать Новожилова психически здоровым человеком.