Однако лидер ОГФ в продвижении своей схемы выбора кандидата от оппозиции исходит, как мне кажется, из посыла, что та самая исконная объединенная оппозиция уже существует. К сожалению, даже год назад – в период становления и, возможно, на пике восприятия своего потенциала и сопутствующих надежд – ДР, по делу, все-таки не могла считаться в полной мере объединенной оппозицией. Наиболее принципиальной и жесткой? – Да, конечно. Наиболее смелой и решительной? – Да, безусловно. Самой разносторонней и при этом последовательной? – И это да! Соглашусь еще с массой иных заслуженных эпитетов в адрес не чуждой мне коалиции.
Но победа или хотя бы достойной участие в президентской гонке предполагает достижение исключительного взаимодействия максимально широкой оппозиции. И здесь встает вопрос о взаимодействии ДР с прочими, я бы сказал, "пограничными" политическими силами. Такими как КПРФ, "Яблоко", Движение Сергея Глазьева и другими. Для нас дилемма заключается в выборе между решительным отказом от сотрудничества с "соглашателями", которые "бегают в Кремль" или готовы побежать туда при случае. И попыткой склонить их окончательно (или хотя бы на время президентской кампании) на свою сторону баррикад ценой определенных уступок и жертв.
Что касается программно-лозунговых идеологических уступок и организационного сотрудничества, то положительный пример есть. Уже устоявшийся союз ОГФ и леворадикальных организаций продемонстрировал наличие определенной политической зрелости и трезвого расчета в рядах ДР. Другое дело – жертвы, на которые необходимо пойти в переговорах с менее сговорчивыми партнерами. Даже работа по поиску консенсуса с Михаилом Касьяновым (замечу в рамках совместно выпестованной ДР) не оказалась результативной. Не стоит выяснять, кто прав, а кто виноват. По разумению почти любого регионального активиста и сторонника оппозиции – виноваты обе стороны. Это сродни вечному размежеванию СПС и "Яблока". Как бы ни объясняли лидеры этих уважаемых партий российской демократической общественности чистоту своих переговорных позиций, они в сознании масс навсегда останутся несговорчивыми буками с непомерными амбициями. Собственно, они за это уже и поплатились.
Представляется, что лидер РНДС оценил узость достигнутой базы сложившейся коалиции и справедливо пришел к выводу о необходимости поиска более широкой платформы для своего предвыборного старта. То есть на данный момент, вышеобозначенную дилемму он решил в пользу поиска союза с потенциальными партнерами из числа неприсоединившихся. Понятно, что альянс с коммунистами для него весьма иллюзорен, и все же: "переговоры, переговоры и еще раз переговоры"… Похоже, такой девиз начертан на стенах офиса МК-аналитики. И это не что иное, как политически абсолютно верный подход к решению проблемы.
В условиях динамично меняющихся раскладов "в верхах", по мере обострения противоречий в правящей верхушке, вероятность отказа КПРФ от сервильности по отношению к власти, также как, в прочем, и других оппозиционеров из "пограничной зоны", возрастает. И тогда, может быть, уже и после марта 2008 года, левые силы готовы будут договариваться с ДР. Вы представляете таким переговорщиком Буковского или тем более Гуляева? Я – нет. Геращенко – может быть. Только вот заслуженный банкир пока очевидно занимает позу умудренного опытом и поглядывающего свысока на игры молодежи аксакала, явно не рвущегося в бой. "Если все объединятся и меня поддержат, а также найдут необходимые ресурсы, то я готов на благо Родины…" - это не позиция.
Короче говоря, процедурное, пусть самое демократичное и организованное выдвижение кандидата от ДР (в том виде, в каком коалиция представлена сегодня), без договоренностей с другими субъектами оппозиционного поля, может означать лишь следующее: демонстрацию отхода от кулуарности, стремление к определенному организационному преимуществу и расчет на соискание популярности у демократической общественности заявленной транспарентностью процесса. Но в результате, победивший на праймериз единый кандидат становится лишь партнером (или просто аргументом) главного менеджера проекта – Каспарова, в неизбежных новых переговорах с остальными оппозиционными силами и претендентами на звание единого кандидата. Круг замкнулся, возвращаемся к своим баранам!
Между тем Касьянов как управленец, на чьи плечи может лечь бремя управления "хозяйством" в постпутинский период, интересен многим уже сейчас. Претендуя на роль объединителя оппозиции и делая основной расчет, видимо, на политические обстоятельства грядущие уже после марта 2008, он станет формировать свой пул поддержки исходя из реальных, сопрягаемых с ним сил и заинтересованных субъектов. И насколько влияющей и претенциозной силой в будущих раскладах станет ДР, возможно, зависит от того, во что выльется операция "праймериз" сегодня.
Выдвижение кандидата от новопатриотического эрзаца "Народ" или ориентация на наиболее реального кандидата Касьянова – это очень разные варианты "творческих" планов коалиции. Впрочем, это всего лишь мое личное мнение, и, возможно, осенняя ситуация заставит основных модераторов движения "перешагнуть через баранов" и выйти на оптимальное решение.
Вы можете оставить свои комментарии здесь