Новая модель характеризуется сосредоточением сырьевых и энергетических ресурсов в руках государственных компаний (так происходит не только в России, но и в странах – бывших ресурсными колониями США и Великобритании). Эта модель оказалась более жизнеспособной, в отличие от либерально-демократической модели экономики, которая возникла в первое десятилетие после распада СССР, заявил политолог. По его словам, основная проблема противостояния Запада и России сегодня связана не столько с борьбой за обладание природными ресурсами или с геополитическим соперничеством, а с конфликтом двух капиталистических систем: либерально-демократического и авторитарного капитализма.
По мнению Караганова, идеология либеральной демократии, активно насаждаемая Соединенными Штатами во всем мире, в последнее время терпит крах. Ввязавшись в войну в Ираке, Вашингтон нанес себе ущерб "похуже вьетнамского". Во время вьетнамской кампании, считает Караганов, по крайней мере, значительная часть населения и правящих элит мира поддерживала цель войны – борьбу с коммунизмом. Сейчас США не поддерживает почти никто, потому что никто больше не верит в справедливость американской демократии.
Между тем геополитическое влияние России, заявил Караганов, выросло в 10 раз за прошедшие 8 лет. "Нам (России) повезло: за эти годы произошло ослабление США (в связи с войной в Ираке) и Европы (в связи с потерей контроля над разросшимся ЕС). Даже усиление Китая (как экономического конкурента США и Европы) выгодно нам", - подвел он итог своему выступлению.