Вот какие, на мой взгляд, должны быть общие требования к программе.
Во-первых, она должна быть популистской. В слове "популизм" нет ничего плохого. Это лишь означает, что программа должна быть ориентирована на наименее обеспеченных граждан, каковых в России большинство.
Во-вторых, программа должна быть понятной. Она должна быть написана тем языком, которым говорят люди, а не тем, которым вещает из телеящика Глеб Павловский. Нужно отказаться от политологического жаргона – это дурной тон. Если агитатор "Другой России" не может за две минуты разъяснить человеку со средним образованием тот или иной пункт программы, значит, этот пункт надо безжалостно из программы удалять.
В-третьих, программа должна быть креативной. То есть, в ней не должно быть (или только самый минимум) формулировок, которые избиратель слышал уже миллион раз и по которым он проскальзывает глазами, как по пустому месту. Должны быть два-три скандальных, необычных пункта, рассчитанных на повышенное внимание.
И в-четвертых, программа должна быть короткой. Например, 20 пунктов. "Наши 20 пунктов" – это хорошо врезается в сознание.
Теперь несколько конкретных предложений. Они касаются в основном левого, социалистического аспекта программы. Это главное недостающее звено сегодня – в том образе "Другой России", который складывается сегодня у граждан. Между тем, у НБП были неплохие наработки в этой области.
Налог на роскошь. Это очень просто объяснить людям. Я бы, например, объяснил так. Специалисты подсчитали, что за время своего второго президентского срока Владимир Путин показывался на публике минимум с девятью различными ручными часами. Ни одни из этих часов не стоили дешевле 15 тысяч долларов, а самые дорогие из замеченных – Patek Philippe Perpetual – стоят 60 тысяч долларов (в них Путин запечатлен на снимке, где он указывает новый маршрут нефтепровода в обход озера Байкал. Не догадались имиджмейкеры подсказать президенту одеть в этот день его повседневные скромные Blancpain Leman Chrono Flyback за 15 тысяч долларов). Зачем президенту России девять пар часов общей стоимостью не менее 300 тысяч долларов? Они не нужны ему в таком количестве и по такой цене для выполнения его обязанностей президента. То есть, это не инструмент для работы, а чисто понты. И кто он вообще такой – арабский шейх или президент Российской Федерации? За сумму в 50 раз дешевле можно купить вполне рабочие часы. Значит, восемь из девяти часов являются предметами роскоши. С них и будет взят налог в размере, допустим, 50 процентов их рыночной стоимости. Эту меру одобрит любой разумный гражданин.
Далее, введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц, или попросту – прогрессивного налога. Нынешняя плоская ставка подоходного налога – 13 процентов – привела к чудовищному имущественному неравенству граждан. Все бремя жизненных тягот ложится на бедных. Такого неравенства, как в России, нет сегодня ни в Америке, ни в Европе. В странах Евросоюза подоходный налог на богатых составляет от 40 до 70 процентов. Лозунг нацболов "Отобрать и поделить!" только в России, с ее беспредельно жадной "элитой", звучит ультрареволюционно. На самом деле, это вполне нормальный популистский лозунг, даже респектабельный… Чем, собственно, занимался американский президент Рузвельт в 30-х годахХХ века? Отбирал и делил.
Для граждан с низкими доходами можно предложить вообще отменить подоходный налог. Люди получат лишнюю тысячу рублей в месяц. При таком наплыве в страну сырьевых денег – зачем собирать эти крохи с населения?
Далее, справедливая, в соответствии с реальной покупательной способностью рубля (тогда и теперь), компенсация гражданам сбережений, размещенных на вкладах в Сбербанке и утраченных в годы "шоковой терапии". Как-то эта тема у нас забуксовала. Между тем, речь идет о конкретных деньгах для 50-60 млн граждан. Закон в данном случае на стороне граждан, то есть возврат денег – не есть несбыточная фантазия, он юридически обоснован.
Наконец, идея, которая может показаться экзотической, хотя я считаю ее абсолютно разумной: народная лотерея. Смысл таков: весь потребительский конфискат не уплывает с таможни в неизвестном направлении, а разыгрывается в лотерею среди населения. Автомобили, велосипеды, бытовая техника, одежда, посуда, мобильные телефоны, компьютеры и так далее. На Западе, с его духом конкуренции, модны аукционы, а в России, с ее явной тягой к равенству и фатализму, вместо аукционов будут лотереи. В обществе обязательно должна существовать какая-то празднично-театральная и при этом уравнительная система перераспределения некрупных благ. Если верить статистике, на таможне изымаются потребительские товары на гигантские суммы. Давайте предложим гражданам поделить их поровну. Через народную лотерею.
Специальный раздел с названием типа "Социальная справедливость" есть, наверное, в программе каждой политической партии. Как правило, это формальные пункты, не обращенные ни к сердцу, ни к желудку конкретного человека. Надо что-то вякнуть про справедливость, ну вот и вякают. Раз уж мы "Другая Россия", то давайте и поступим по-другому. Предложим избирателю не "планов наших громадье", а то, что человек может ощутить лежащим в его кармане или стоящим в его квартире. У Государства Российского (включая советский период) накопился огромный многовековой долг перед жителями России, не единожды спасавшими государство ценой своего здоровья и жизни. Пора этот долг вернуть. Таким, на мой взгляд, должен быть пафос нашей социальной программы.
Из пунктов общедемократического характера предлагаю включить в программу пункт о выборности судей. Да, есть страны, где судей выбирают, и есть страны, где судей назначают. Можно об этом долго спорить, приводить теоретические доводы, но это будет спор не по существу. Российская судебная система находится в параличе. Статистика обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека наглядно доказывает это. Вот динамика: в 2001 году в Страсбург поступило 2490 жалоб от граждан РФ, в 2002 году – 4716, в 2003 – 6602, в 2004 – 7855, в 2005 – 10 009, в 2006 – 19 000 жалоб из России. Стабильный рост с каждым годом, причем самый большой скачок – в 1,9 раза – в 2006 году. Российское правосудие в глазах граждан фактически перестало быть правосудием, доверие исчерпано. Мы, "Другая Россия", должны предложить выход из ситуации. Нужны не туманные обещания, как мы "все исправим и улучшим", а нужно предложить гражданам самим все исправить – выбрав в судьи тех людей, которым они доверяют. Думаю, пункт программы о выборности судей будет иметь успех. И кто его еще предложит, кроме нас?
Как говорил Суворов: "удивил – победил". Программа "Другой России" не должна быть банальной. Она не должна "утонуть" в бесцветном море предвыборных программ всех прочих политических сил.
Вы можете оставить свои комментарии здесь