У нас-то на памяти, откуда это вообще взялось. С легкой руки питерского тележурналиста Александра Невзорова – с того времени, когда программа "600 секунд", которую он вел совместно со Светланой Сорокиной и другими нашими (!) товарищами, успешно работала на перестройку и гласность. Но потом был репортаж "Наши" об обороне армейцами тупо и нагло захваченного вильнюсского телецентра в январе 1991, после которого сотни тысяч демонстрантов, заполнявших в ту зиму и весну улицы Москвы, Вильнюса, Питера и других еще советских городов, возмущенно кричали: "Невзоров – предатель!".
И поделом: налицо был крутой вираж публициста-демократа в сторону державного национализма, и никому тогда не надо было доказывать, что это дурно пахнет, что это – против свободы. Заметьте, если бы тот же Невзоров, ныне фрондерствующий депутат безликого законодательного собрания, вышел тогда к нам, его бы никто пальцем не тронул, наши (!) демонстрации отличались мирным настроем, мы братались с милицией и стянутыми в город войсками, это была своего рода "революция красных гвоздик". Я сам выводил тогда на улицы десятки людей, не пропуская ни одного митинга. При этом на шее моей сидел сынишка, на груди обезьянкой висела дочка. А какие у нас были лозунги, помните?
"Профессиональная армия!" Сегодня – смотри дело Сычева и др. "Партия, дай порулить!" Без комментариев. "Дайте нам заработать!" Кто-то заработал, а мы – за что боролись, на то и напоролись. "Отменить прописку!" Отменили, и что теперь? Очаровательно "японское" хайку Ю.Нестеренко:
"Стою на углу
Регистрацию проверяю.
Ишь, понаехало блондинов в родной Токио!".
Наконец, "Науку – на рельсы демократии!" Куда она приехала – см. письма академиков РАН за последние 8 лет.
Диву даешься загогулинам, которые способна выдавать современная российская история. Если бы кто нам тогда, на тех многотысячных митингах, сказал, что придет час и мудрые российские законодатели придумают норму митингов по 2 человека на 1 кв.м., а омоновцы при полной экипировке с водометами в качестве надежной "огневой" поддержки будут оттеснять в сторону "лишних" желающих попасть на оппозиционную сходку, чтобы не портили статистику (мол, собрались отщепенцы, несколько десятков человек всего-то)! А если, паче чаяния, проворонят, и в кольцо набьется больше заявленного, то тем хуже организаторам митинга – гоните штраф в карман "доброго" коррумпированного государства, засиженного чиновниками, на количество которых, увы, не оказалось почему-то никакой нормы. Бедные, эти последние настолько заврались в своих драконовских рвениях, что даже не понимают: митинг по определению проводится организованными людьми, которые, если им тесно, просто рассредоточиваются.
Все это пришло на ум после майского обострения пубертатной активности прокремлевских молодежных движений. Постыдный шабаш "наших" вокруг эстонского посольства по поводу переноса таллиннского "Бронзового солдата", наглые оскорбительные листовки. Поначалу казалось, что это самодеятельность Якименко и прочих, которым не в жилу ограничиваться идиотскими уличными демонстрациями верности любимому президенту погрязшего в коррупции государства – ан нет. В Эстонию прорывается делегация Госдумы – той самой, где большинство депутатов из продажной, а, значит, антинародной "правящей" партии, – чтобы показать эстонцам, где раки зимуют, и заставить "вернуть все взад". Одновременно происходит хай с переносом могилы летчиков в Химках, а также выясняется, что нечто подобное делают китайцы у себя в Манчжурии – и что такого? Каждый народ – хозяин у себя в стране, если, конечно, не пускает своих козлов в огород. Негоже, качают головами оппозиционные публицисты: вот братья-демократы выбрали время – накануне Дня-то Победы... Между тем эстонский скандал явно спровоцирован "нашей" властью, которой нужно позарез, любыми способами – конечно, грязными, других у них нет и не может быть по определению – убедить российского избирателя голосовать в декабре "обратно" за них же, зажравшихся, заботящихся только о своей шкуре, не умеющих хозяйствовать, поднимать экономику и народное благосостояние. Что бы они ни делали – получается "эффект кобры", то есть все наоборот. Зато после этой истории кто скажет, что они не патриоты? Кто скажет, что России такие патриоты даром не нужны?
Однако получилась демонстрация форменного шовинизма, и все-то у них вышло в раскоряку. Демократический мир ошалело качает головой, а перед собственным честным людом проглянули такие двойные стандарты, которые никак уже не утаишь. "Нашим" денно и нощно были дозволено демонстрировать и даже дебоширить в редакции известного еженедельника – и это на фоне свирепого подавления "несогласных" в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Самаре, Воронеже. В Воронеже, тем не менее, они опробовали еще одну мерзость: после всех "зачисток", "озеленений" и "опрессовок" несколько десятков "несогласных" – они с трудом добрались по жаре на окраину города – сопровождали по пятам ряженые "молодогвардейцы" в белых халатах. Эти подвизалы власти, погрязшей снизу доверху в коррупции, корчат из себя санитаров общества!
Конечно, все это шито белыми нитками, поскольку делается в преддверии грядущих выборов. Кто-то, однако, скажет, что, мол, от нас, избирателей, уже ничего не зависит, или что я, говоря о пропагандистских вывертах кремлевских политтехнологов, сгущаю краски. Но вы сами посудите: в канун Дня Победы включаем программу "Время" по Первому каналу и напарываемся на бодрый репортаж из Израиля о реакции тамошних ветеранов ВОВ на... снос памятника. И это после всех заверений эстонцев о вполне корректно проведенном переносе памятника на военное кладбище. Ветераны, естественное дело, в ответ на такую "информацию" были вне себя от возмущения. Этот пример, наряду с тем, как российское ТВ извратило слова Ангелы Меркель, сказанные на Самарском саммите Россия-ЕС по поводу оппозиционных демонстраций, можно считать классическим примером грязной официальной пропаганды.
Самое печальное лично для меня в таких неловких историях следующее. На сколько месяцев (или лет?) отодвинет это нас от того благословенного дня, когда мы освободимся, наконец, от символа наших вековых несчастий посреди Москвы – захоронений советской эпохи, место которым уж точно не на Красной площади, а на каком-нибудь музейном кладбище. Куда можно было бы беспрепятственно пойти и преклонить голову перед дорогими сердцу именами – Королева или Гагарина, например. И еще: выдержит ли весь этот груз мерзости совесть тех ребятишек в белых халатах, которых так охотно продемонстрировал тот же 1 канал? Увы, безмерна и преступна гнусность, если она совершается по всем правилам нацистской – геббельсовской, сталинской или путинской – пропаганды.