Председатель комитета по законодательству Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко огласил поправки, которыми пополнился документ. Так, к требованиям на должность уполномоченного добавлены обладание безупречной репутацией и общественным доверием. В число его задач вошли поддержание связи с некоммерческими организациями и общественными объединениями. Установлено, чем, например, грозит воспрепятствование деятельности донского уполномоченного по правам человека. Всего было внесено 15 поправок.
Депутатами закон был принят единогласно, но ещё задолго до этого некоторые из парламентариев выразили сомнение в том, что с созданием института омбудсмена проблема становления гражданского общества в Ростовской области будет решена. А правозащитник Нина Курасова, президент ростовской региональной общественной организации "Информационный центр "Афина" считает, что новый областной закон изначально порочен, так как в первой главе говорится, что правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области составляют, среди прочих, федеральный и областной законы "О порядке рассмотрения обращений граждан". Но институт Уполномоченного хоть и государственный, независим от государства. Они предлагали убрать из проекта закона эти ссылки, но никаких ответных мер не последовало.
По мнению Нины Курасовой, наличие в тексте термина "обращения граждан" также несёт в себе потенциальную опасность политизации данного института. Его целесообразно заменить на точное определение "жалобы граждан". Иначе это может привести к тому, что институт Уполномоченного будет низведён в Ростовской области до уровня отдела по работе с обращениям граждан, куда будут "сливаться" претензии по любому поводу – на работу ЖКХ, транспорта и т.п.
По мнению уполномоченного России при Европейском суде по правам человека Павла Лаптева, Южный и Центральный федеральные округа хуже остальных в России справляются с исполнением решений, вынесенных судами этих регионов. "Наиболее тяжело этот вопрос стоит в Ростовской области. Мы его называем "Ростовским синдромом", - сказал Лаптев на окружном совещании в Ростове-на-Дону, посвящённом проблемам неисполнения судебных решений, связанных с выплатой задолженностей денежных средств гражданам.
Яркой иллюстрацией озвученных на совещании цифр и фактов стала появившаяся на прошлой неделе информация о том, что 8 человек из Ростовской области выиграли в Европейском суде по правам человека очередное дело против Российской федерации. По словам руководителя Ростовского Центра по содействию международной защите Станислав Великоредчанин, Страсбургский суд признал, что Ростовским областным судом была нарушена Европейская конвенция по правам человека. Кроме того, в рассмотренном деле был нарушен принцип правовой определённости. "Согласно этому принципу в законе должны быть указаны основания, по которым председатель областного суда может войти в президиум с надзорным представлением, и указан срок, в течение которого он имеет право сделать это", - пояснил Станислав Великоредчанин.
По словам правозащитника, Ростовскому областному суду предписано вернуться к решениям, вынесенным в 2003 году Батайским и Таганрогским городскими судами. Кроме того, житель Таганрога Геннадий Клименко дополнительно получит 1000 евро в качестве возмещения морального ущерба и судебных издержек. Остальные граждане такого возмещения не получат, лишь потому, что не подавали таких заявлений.