Татьяна Миронова, адвокат Владимира Квачкова, обвиняемого в покушении на Анатолия Чубайса, рассказала, что главный свидетель обвинения в ходе первого процесса в Мособлсуде отказался от ранее данных показаний, сообщает "Интерфакс".
"Игорь Карватко однозначно свидетельствует о том, что его показания на предварительном следствии были даны под пытками", - пояснила Татьяна Миронова.
"К сожалению, ситуация за последнее время резко ухудшилась, - заявил Чайка. - Особенно сложное положение в СИЗО. Камеры перенаселены, установленные санитарные нормы не соблюдаются, люди подвергаются унизительному обращению. Количество содержащихся в СИЗО людей постоянно возрастает, причем, не за счет отъявленных преступников, а лиц, совершивших преступления средней и небольшой тяжести - их число доходит в целом по РФ до 25 процентов".
Ежегодно в России за различные правонарушения задерживается более 1 миллиона несовершеннолетних – столько же их уже находится за решеткой. За прошлый год подростки совершили 1200 убийств, 3200 разбоев, 18 тысяч грабежей (Министр особо подчеркнул, что большинство грабежей было совершено в поиске денег на игровые автоматы). 13 тысяч преступлений совершены девушками, около 150 тысяч подростков привлечены к уголовной ответственности, более 75 тысяч подростков больны хроническим алкоголизмом. Толкает детей на преступления и безработица: если она поднимается на один процент, преступность подскакивает сразу на пять. Эти цифры на прошлой неделе озвучил в Госдуме глава МВД Рашид Нургалиев.
Гумманизация пенитенциарного законодательства (прежде всего в 1992 году - исполнительно-трудового кодекса) практически не изменила ситуацию по условиям содержания, а лишь увеличила пропасть между законом и реальностью. В то же время за последние годы несколько смягчилось обращение с осужденными - значительно уменьшилось число массовых избиений и истязаний; прекратилась практика "профилактического" избиения и распространения пыточных колоний (известных под названием "Белый лебедь").
По данным правозащитных организаций и государственных ведомств нарушения прав человека в местах лишения свободы продолжают носить систематический, массовый и вопиющий характер.
Правовой тупик, в котором оказалась исполнительная система со всеми нетерпимыми нарушениями, предопределен ведомственным выбором экстенсивного пути решения этих проблем. Несмотря на отсутствие средств на содержание нынешних, планируется строительство все новых изоляторов, колоний и больниц. В то же время, ведомство исполнения наказания, постоянно испытывая проблемы с финансированием и теряя возможности контроля над складывающейся ситуацией, все более стремится оградить себя от общественного вмешательства, а во многих случаях и помощи.
Акции неповиновения среди российских заключенных участились еще в прошлом году: они прошли в Челябинской, Самарской, Оренбургской, Ленинградской областях. Как отмечают правозащитники, в этом году тенденция сохранилась. В 2005 г. наиболее громкой стала акция протеста в исправительной колонии в Льгове Курской области, где в конце июня объявили голодовку и пытались вскрыть себе вены, по разным оценкам, от 300 до 800 заключенных. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело по обвинению сотрудников колонии в превышении служебных полномочий, которое уже передано в суд.
Следом за льговскими заключенными аналогичные акции провели их товарищи по несчастью в московском следственном изоляторе "Матросская тишина" и в исправительной колонии в Димитровграде Ульяновской области. В начале ноября голодовка была объявлена несколькими десятками человек в исправительной колонии в поселке Анохово Смоленской области.
Сами заключенные во всех случаях заявляли, что протестуют против насилия, жестокого обращения и тяжелых условий жизни в колониях.
По мнению Льва Пономарева, такая установка начальников исправительных учреждений во многом продиктована общей атмосферой в стране. "Силовики приобрели большой вес везде – и в политике, и уж тем более в традиционных сферах влияния. Очевидно, они улавливают силовой компонент у власти и пытаются отличиться как жесткие руководители, – говорит он. – Фактически восстанавливается советский ГУЛАГ. Я разговаривал с заключенными-диссидентами брежневского периода – в плане содержания заключенных ситуация в колониях сейчас намного хуже, чем в то время. Там больше было порядка и ответственности за нарушение внутреннего распорядка руководством колонии, чем сейчас".
Прокуратурой Амурской области возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы Амурской области.
Как сообщили в прокуратуре Амурской области, в ходе личного досмотра старшего прапорщика внутренней службы С. в комнате ожидания исправительной колонии, оперативными сотрудниками УФСКН России по Амурской области у него изъяты сверток с гашишным маслом в особо крупном размере и деньги. Данное наркотическое средство сотрудник С. получил у неизвестного лица для последующей передачи осужденному за денежное вознаграждение.
По факту Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении сотрудника ИК-8 С. возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.30 п. "г" ч.3 ст.228.1 УК РФ - покушение на сбыт наркотических средств в особо крупном размере, предусматривающей уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет. Сотрудник С. задержан следователем прокуратуры в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ, в отношении него Благовещенским городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сообщает агентство "Прима-Медиа".
Также в ходе личного досмотра старшего лейтенанта внутренней службы Ц. на контрольно - пропускном пункте исправительной колонии был изъят шприц с гашишным маслом в особо крупном размере.
По данному факту Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.228 УК РФ - незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта в особо крупном размере, предусматривающей уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.
Следствие по уголовным делам продолжается и находится на контроле в прокуратуре области.
Права человека в России отсутствуют — к такому выводу пришли российские правозащитники на II Всероссийском съезде в защиту прав человека. Наиболее радикальные правозащитники предложили уйти в подполье, как во времена СССР. Однако большинство участников съезда приняло решение и дальше сотрудничать с властью, "какой бы невменяемой она ни была".