В Российской Федерации вошли в моду закрытые судебные процессы, когда в зал суда не пускают ни зрителей, ни журналистов. Это вопиющее беззаконие. Ладно еще, когда шли суды над так называемыми "шпионами", – можно было сослаться на государственную тайну. Но вот в закрытом режиме проходят и два громких процесса, никакого отношения к гостайне не имеющих: дело об убийстве русско-американского журналиста Пола Хлебникова и дело о покушении на председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса.

Что говорит по этому поводу Закон? Статья 123, п.1 Конституции Российской Федерации: "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом" . Какие же это случаи? Они перечислены в УПК Российской Федерации:

  • когда это необходимо для защиты государственной тайны,
  • по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими16-летнего возраста,
  • по делам о половых преступлениях,
  • в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Ни к делу об убийстве Хлебникова, ни к делу о покушении на Чубайса ни один из этих пунктов неприменим. Мне неизвестно, как формально мотивировали судьи свои решения о закрытом характере заседаний. Да это и неважно. Вероятно, как обычно: прокуратура потребовала, суд взял под козырек.

Закрыв судебное разбирательство от посторонних глаз, государство фактически расписалось в своей причастности к этим преступлениям. Потому что, кроме собственной причастности, скрывать-то больше нечего. Это и есть главная государственная тайна – власти Российской Федерации занимаются организацией преступлений. Ведут себя в своей стране, как отряд диверсантов на вражеской территории.

Можно закрыть доступ в зал суда, но невозможно в XXI веке засекретить всю информацию. В открытых источниках ее достаточно, чтобы узнать правду.


Мои выводы об убийстве Хлебникова я изложил в статье "Все пути ведут в Кремль". Требовалось показать Западу и, в частности, США "звериный оскал" чеченского терроризма. Исламские фанатики убили американского журналиста за "неправильную" книгу – такой месидж посылали российские спецслужбы Вашингтону и миру. Заодно еще немного побрызгать черной демонизирующей краской на Березовского, который судился с Хлебниковым и имел, так сказать, "мотив". Да и Хлебникова пора было остановить: от разоблачений олигархов 90-х он стал переключаться на Дерипаску, Абрамовича, "питерских", то есть полез туда, куда его не просили. Таким образом, одним убийством решалась целая группа задач. Правда, казус получился в суде, где присяжные не побоялись заявить, что дело шито белыми нитками, и оправдали обвиняемых.

Что касается покушения на Чубайса 17 марта 2005 года, то это было самое странное и абсурдное покушение, из числа совершенных профессионалами. Я внимательно прочел и выслушал отклики специалистов по диверсиям: практически все уверены, что это была инсценировка покушения, причем бездарная. Никто из тех, с кем я говорил или чьи статьи прочел, не является сторонником радикально-националистических взглядов полковника Квачкова, но все высоко оценивают его как военного теоретика и практика. Я хочу сказать, что эти мнения не продиктованы политическими симпатиями к Квачкову, это объективные оценки специалистов.

Вот, например, что пишет полковник и кандидат наук Анатолий Цыганок, в прошлом сам, как и Квачков, командир группы глубинной разведки ГРУ:

"... Спецназы бывают разные. Как правило, не вникающий в детали человек не делает особых различий между спецназом ГРУ, спецназом ВВ МВД или, скажем, спецназом Министерства юстиции. Однако разница между ними существенная – прежде всего, в задачах, для исполнения которых готовится их личный состав. Спецназ Главного разведывательного управления ГШ МО Российской Федерации подготовлен для ведения разведки и проведения диверсионных действий в тылу противника, обучен способам скрытного и бесшумного передвижения и ухода от преследования. Именно этим занимался полковник Владимир Квачков, будучи командиром 177 отдельного отряда специального назначения в высокогорной афганской провинции Газни. Под его командованием спецназовцы организовывали налеты на Ургунские склады. И именно он разрабатывал планы последующей эвакуации спецназа в горах при высоте снежного покрова в 50 см.

Достаточно подробный экскурс в историю специальных операций необходим просто для того, чтобы понять, какого рода опытом владел Владимир Квачков и что ему приписывается сейчас...

Даже те детали, которые стали известны прессе, позволяют говорить, что покушение организованно по-дилетантски: безграмотно и непрофессионально. Один из способов организации засады с помощью управляемых мин или фугасов описан даже в несекретной монографии Квачкова, причем достаточно подробно. Однако организаторы покушения не сумели последовать даже учебному примеру.

Место для закладки фугаса выбрано неподходящее либо преднамеренно безопасное. Фугас заложен был так, чтобы ударная волна пошла выше цели, но если и по машине, то бронеавтомобилю существенного вреда не несла.

Пауза в двадцать секунд после взрыва, в течение которых нападавшие в армейском камуфляже бежали к дороге и давали возможность БМВ уйти на какое-то расстояние, полностью входит в противоречие с требованиями соответствующих наставлений. Азбучное правило гласит, что при засаде поражение объекту наносится непосредственно после взрыва. Кроме того, бег к машине в глубоком снегу без маскировочных халатов равносилен самоубийству...

Наконец, даже неудобно говорить, что и начинающий бандит никогда не поедет на операцию на личной машине, с собственными номерами, как это произошло, исходя из официальной версии покушения. Бомжи, и те в садовые домики лезут, натянув на руки перчатки. Зеленый же "СААБ" простоял рядом с охраняемой трассой несколько часов, затем прямым ходом поехал к дому, где зарегистрирован. Это даже не смешно.

... Акция проводится двумя киллерами, не знающими способов для вынужденной остановки кортежа или его рассечения, не умеющими рассчитывать точку заложения фугаса, не умеющими определять время подрыва, не имеющими средств маскировки, не умеющими стрелять.

Выводы о том, почему следствие решило проигнорировать очевидные факты, делайте сами. Я лишь высказал соображения по тому вопросу, в котором разбираюсь профессионально".

Это что касается технической стороны покушения. Она, эта техническая сторона, вызывала сильные подозрения, что покушение было не "взаправду". Эти подозрения еще более окрепли, когда мы увидели добродушную реакцию власти на произошедшее.

Все-таки Чубайс – не дядя Толик из соседнего подъезда, а очень крупный государственный чиновник. По старой советской шкале – если и не член Политбюро, то влиятельный член ЦК точно. И если отставные полковники начинают взрывать и отстреливать VIP-персон, это более чем серьезный повод для беспокойства. Неважно, что Чубайс – человек вчерашнего дня. Сегодня Чубайс, завтра Иванов, послезавтра Путин... Тут до вооруженного восстания рукой подать! Но на лице власти, как говорится, не дрогнул ни один мускул. Ненасильственные акции нацболов вызывали куда большую нервозность. Покушение на главу РАО ЕЭС явно не было шокирующим сюрпризом для Путина и его окружения.

Далее – история с женами обвиняемых.
ВАЗ-"десятка" в центре Москвы сбивает жен "исполнителей" покушения – офицеров спецназа Роберта Яшина и Алексея Найденова. Жена Яшина отделывается легкими ушибами, жена Найденова оказывается в больнице с серьезными травмами. Водитель, совершивший наезд, с места ДТП скрылся и, конечно, его не нашли. Находившиеся под арестом – тогда еще в качестве подозреваемых – Яшин и Найденов получили, таким образом, весточку: не рыпайтесь, парни, давайте такие показания, которые от вас требуют. До этого эпизода Найденов настаивал на своем алиби, которое могут подтвердить свидетели. После наезда на жену он категорически отказался называть имена свидетелей, чтобы не подвергать их жизнь опасности.

После этого было еще много чего: пребывание Квачкова в одной камере с Ходорковским, избирательная кампания Квачкова, отказ главного свидетеля обвинения Игоря Карватко подтвердить в суде свои показания, которые из него выбили на следствии, смена состава присяжных, не понравившихся обвинению, и так далее. Но меня к размышлениям об этом событии, двухгодичной давности, подтолкнуло другое неудачное "покушение" – на Гайдара. Его странное отравление в Ирландии, которое не смогли удостоверить тамошние медики и в которое не поверил практически никто.

Заметьте, два громких нерезультативных покушения за последние годы, и оба – на лидеров СПС. Оба покушения производят впечатление инсценировки. Неважно, был ли Чубайс заранее в курсе, что готовится инсценировка, – важно, что он согласился играть в ней отведенную ему роль. А уж как Гайдар отыграл!.. Просто блестяще. Даже не поленился письмо дядюшке Соросу написать про то, какой плохой Березовский. За то, чтобы остаться в политике и в бизнесе (что сегодня в Российской Федерации почти одно и то же), эти крутые либеральные парни, Чубайс и Гайдар, умевшие в свое время железной рукой вычищать карманы граждан от "лишних" денег, готовы сегодня на любое унижение. То-то, я смотрю, СПС пошел в гору! А "Яблоко" – конкурент катится с горы... Владимир Владимирович отблагодарил лидеров СПС за верную службу.

Вывод мой такой: 17 марта 2005 года покушения на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса не было. Была имитация покушения.

Остается только ответить на вопрос: зачем? Зачем была устроена эта инсценировка?

Напомню, что главной головной болью Кремля в начале 2005 года была украинская "оранжевая революция". Вдруг обнаружилось, что "противоестественный", как его обозвали кремлевские "аналитики", союз националистов и демократов способен дать пинка обнаглевшей власти. Нужно было пресечь это в корне. Также напомню, что в 2005 году СПС активно колебался, встать на сторону оппозиции или на сторону власти. Это означало, что колебался сам Чубайс. Это означало также, что имели место колебания в высоких финансовых сферах, что Путина и его команду никак не устраивало. Нужно было срочно вбить клин между лагерями оппозиции. Исключить из общественного сознания даже саму мысль о возможном союзе антипутинских националистов с антипутинскими демократами. Продемонстрировать абсурдность и неосуществимость такого союза.

Так же, как отмена праздника 7 ноября и назначение праздником день 4 ноября имели целью вбить клин в лагерь патриотов: между левыми и правыми.

Рассказывают, что полковник Квачков своих взглядов не скрывал и до ареста. В армии любой страны правонационалистические взгляды преобладают (как правило, на уровне брюзжания). Нет ничего уникального в том, что и в российской армии эти взгляды популярны. Однако полковник Квачков, перечисляя врагов России, не останавливался на фамилиях Вексельберг, Абрамович и Кох, а шел дальше и называл Путина и Иванова. Что, с точки зрения власти, было явным перебором. Из Квачкова мог получиться второй Рохлин.

Вообразим на мгновение, что люди, подобные Квачкову, с их авторитетом в армии и опытом диверсионной войны, вступают в политический союз с людьми, у которых есть деньги и кое-какие информационные мощности. Временный тактический союз – чтобы спихнуть Путина и его команду. Такая картинка из фильма ужасов должна была сильно напрягать хозяев Кремля. После Украины они усвоили, что в этом нет ничего невозможного.

Небольшое отступление. Массовое сознание устроено совсем не так, как это иногда представляют себе люди, идеологически заряженные. Продавщица, у которой я покупаю макароны и сигареты, свято уверена, что Россия находится под игом иудео-интернационала (даже выговорить трудно, но она выговаривает), и так же уверена, что Ходорковский хотел помочь народу, за это его и загнали на край света. Просто у человека одновременно, каждая в своем режиме, работают разные части мозга, хотя и вмонтированные в одну черепную коробку. Я уверен, что если по телевизору рассказать правду об Александре Литвиненко, народ бы признал его мучеником. Я хочу сказать, что народу вовсе не претят "противоестественные" политические союзы, они ему даже нравятся, власть это знает и боится этого.

Покушение должно было четко провести разделительную линию между лагерями оппозиции, как бы вернуть Россию в 90-е года, когда "патриоты" и "демократы" готовы были загрызть друг друга. А заодно одернуть Чубайса и ему подобных, чтоб не поглядывали в сторону Украины. Сегодня инсценировка, предупреждение, а завтра... Гляди, Толян, тебе жить... И с Рен-ТВ, которое тогда еще, кажется, принадлежало Чубайсу, тоже надо было решать вопрос. Никакого, даже полу-оппозиционного, даже четверть-оппозиционного телевидения в стране быть не должно. Ну и правую армейскую фронду, конечно, следовало приструнить. Чтоб не писали слово "путин" с маленькой буквы, через запятую после "абрамович".

Только так я могу объяснить, каким образом Квачков и Ходорковский вдруг оказались в одной камере. Администрация тюрьмы не посмела бы принять такое решение. Такое решение могло прийти только из "высших сфер". Видимо, требовалось измерить вероятность "противоестественного" политического союза. Заодно и выяснить, не имеется ли такой союз уже в наличии. Как мы знаем, Квачков и Ходорковский нашли общий язык, то есть опасения власти подтвердились.

У лже-покушения 17 марта 2005 года мог быть и дополнительный мотив. Незадолго до этого, 8 марта, был убит Аслан Масхадов. Реакция в мире была неоднозначной, скорее негативной: у Масхадова была признанная легитимность и он был готов к переговорам. Требовалась показать: есть чеченский терроризм, но есть и русский, Путин борется и с тем, и с другим. Ему нелегко, его надо морально поддержать.


Если обвиняемые не готовы играть по сценарию, сочиненному в Кремле или на Лубянке, то у власти нет другого выхода, кроме как "закрывать" судебные заседания. Иначе всплывет такое... Дошло до того, что судья лишил адвоката Руслана Заколюжного (защищает обвиняемого Яшина, якобы участника покушения на Чубайса) права участия в процессе за то, что тот пользовался ноутбуком во время заседания! Уровень беззакония просто зашкаливает.

Если не подыщут подходящих актеров, готовых исполнить в суде роль убийц Политковской, то и в этом случае нас ждет закрытый процесс. И Запад не поможет. Суд по делу об убийстве американского гражданина Пола Хлебникова идет в закрытом режиме – где возмущение Америки? Только мы сами можем и должны себе помочь.

... А вот процессы над теми, кто сегодня рулит всем этим гнусным беззаконием, будут обязательно открытыми. И я верю, что пройдут они в России, а не в какой-нибудь далекой Гааге.

Владимир Абель

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter