Известие об успешном запуске китайской ракеты, поразившей в космическом пространстве старый метеоспутник, похоже, застало наших военных врасплох. Реакция министра обороны Сергея Иванова оказалась традиционной. То есть, нервной и раздраженной. Министр просто отказался верить очевидным фактам и заявил, что сведения об успехе испытания "сильно преувеличены".

Интересно, что примерно также реагировали в 1970 году руководители министерства обороны СССР на сообщение о том, что с космодрома Цзюцюань запущена первая китайская межконтинентальная ракета "Чанджэн". Тогда факт успешного пуска тоже поначалу отрицали. Но после того как над миром прогремела мелодия "Алеет Восток", замалчивать достижение великого соседа стало невозможным.

В прошлом году ситуация повторилась. До последнего времени наши эксперты "сомневались" в том, что Северная Корея действительно провела испытания ядерного устройства. Только после того, как были обнародованы данные наблюдений сейсмологов, военные без особого энтузиазма согласились с ними.

Кстати, своим ироническим комментарием Сергей Иванов сегодня фактически "подставил" одного из своих ближайших помощников, главного российского военного эксперта генерал-майора Вячеслава Фатеева. В то время, как министр высмеивал "слухи о запуске", генерал вполне официально заявил, что Китай своим успешным экспериментом совершил серьезный технологический прорыв. Между прочим, по словам Фатеева, Россия была прекрасно осведомлена о китайских космических разработках.

Но и министра обороны с его раздражением тоже можно понять. Потенциальный союзник, в верности к которому постоянно клянутся наши военные и дипломаты, вновь оставил Россию "с носом". Это особенно досадно в свете того, что успехов в области освоения новой ракетной техники у нас пока немного. Периодически возникают проблемы с развертыванием новых систем ПВО. Старые не отличаются высокой надежностью. Это показала прошлогодняя история с корейской ракетой, которая беспрепятственно долетела до Находки. Тщетные попытки запустить упрямую "Булаву" стали темой многочисленных анекдотов. Поэтому в области глобальной обороны российские военные до недавнего времени вполне резонно полагались на космические спутники слежения, значительная часть которых была разработана еще во времена Советского Союза.

Естественно, в этом случае надо было быть уверенными в безопасности этих спутников. Здесь относительной гарантией служило отрицательное отношение мирового сообщества к милитаризации космоса. В мире категорически не признавали развертывания в космосе систем "боевого огня" и выступали против превращения околоземного пространства в огромный тир. В значительной степени, поэтому США еще в 1985 году прекратили свои эксперименты в области "звездных войн". Кроме того, по признанию самих американцев, их достижения в этой области были весьма скромными. Правда, в октябре 2006 года эти эксперименты были возобновлены. Тогда российское министерство обороны не обратило на этот факт особого внимания. Видимо потому, что было очень занято продажей автоматов Калашникова в Венесуэлу и устаревших зенитных комплексов в Сирию.

Из серьезных космических держав оставался еще Китай. Три попытки сбить объект в космическом пространстве, предпринятые специалистами из Поднебесной, успеха не имели. Однако Китай, как выяснилось, проявил завидное упорство. А заодно и наплевал на мнение мирового сообщества. Результат известен. В нем сейчас мало кто сомневается, поскольку факт успешного поражения цели в космосе подтвердили уже и американцы. Между прочим, Штаты тут же выразили свое искреннее возмущение. К ним присоединились Япония, Австралия и Канада.

Конечно, Иванов прекрасно понимает, что в случае возникновения конфликтной ситуации отнюдь не только американские спутники окажутся под прицелом китайских ракет. Наши космические аппараты, считавшиеся до недавнего времени неуязвимыми, вполне могут разделить участь отслужившего свое старого китайского метеоспутника.

Словом, Россия вновь оказалась перед лицом неожиданной угрозы. На которую, к сожалению, пока не может адекватно ответить. В этой ситуации остается всего один выход. Делать вид, что никакой угрозы не существует.

Эту задачу неуклюже пытается решить министерство с помощью традиционно "изящного" заявления своего руководителя.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter