Ведущий "Воскресного Времени" Петр Толстой решил ограничиться обзором основных, с точки зрения редакторов и продюсеров программы, событий минувшего года. За образец, видимо, были взяты типичные выпуски того же "Времени" где-то середины семидесятых годов прошлого века. Первым в программе был упомянут президент, как самый популярный и харизматичный политик года. Затем журналисты отдали должное союзникам и соратникам главы государства – партии "Единая Россия", ее "справедливому" двойнику и околопартийной молодежи. Театрализованные акции "местных" и "наших" были поданы, при этом, исключительно как факт самодеятельного творчества молодых.
Поименно были названы и враги державы. Больше всего досталось Украине. Помянули недобрым словом и Грузию. Петр Толстой припомнил позорную антигрузинскую кампанию, посчитав ее достижением внешней политики российского государства в минувшем году. Кстати, авторы передачи привели данные некоего социологического исследования, в котором пытались выяснить, представители каких национальностей наиболее неприятны россиянам. Оказалось, что больше всего отрицательных эмоций у русских вызывают те же грузины, эстонцы и почему-то литовцы.
Впрочем, все это еще можно было предвидеть. Однако перечисление достижений в области изящных искусств повергло в легкий культурный шок. Официальным шедевром в области киноискусства был объявлен "Дневной дозор". При этом Петр Толстой на полном серьезе предложил теперь делить историю российского кино на два периода – до "Дозора" и после него. Тарковский, Сокуров, Герман, Муратова в эту систему координат не вписались.
В отличие от коллег с Первого канала, авторы "Вестей недели" предприняли попытку анализа событий, произошедших уже после наступления нового года. Она оказалась интересной сама по себе – зрители смогли понять, как расставляет акценты сама действующая власть.
Сергей Брилев начал программу с того, что осудил позицию Белоруссии и ее руководства в недавнем "нефтяном конфликте". По выражению Брилева, наконец-то наступил "момент истины". Россия показала, что ее экономика, в отличие от экономики стран с "административно-командной" системой управления, действительно либеральная. Поэтому Россия не позволит себя шантажировать и даст отпор провокаторам. Под шантажистом и провокатором подразумевался, надо полагать, Александр Лукашенко.
Ведущий программы пожурил за нехорошее поведение задержанного во Франции владельца "Норильского никеля" Михаила Прохорова. Сергей Брилев ехидно заметил, что вызывающая роскошь перестала быть модной во Франции со времен падения монархии. Ксения Собчак, как, вероятно, главный эксперт по "сладкой жизни", добавила, что логическое развитие событий, исходя из стиля жизни и поведения Михаила Прохорова, должно было привести к такому финалу.
Верхом плюрализма в "Вестях недели" прозвучали цитаты из критических выступлений не очень-то любимых Кремлем правозащитницы Эллы Памфиловой и судьи Тамары Морщаковой. Неожиданным стало и признание Владимира Путина, поставившего под сомнение законность нахождения некоторых российских заключенных в местах лишения свободы. Интересно, кого имел в виду гарант Конституции?
Свой ответ на этот вопрос дал журналист Евгений Киселев. Правда, новые программы Киселева доступны далеко не всем россиянам. Но, поскольку главный редактор телекомпании "Эхо", входящей в холдинг RTVI, Андрей Норкин недавно был удостоен премии ТЭФИ, будет логичным включение программ этой компании в еженедельный телеобзор.
В программе "Особое мнение", вышедшей в эфире RTVI, и его партнера, радиостанции "Эхо Москвы", Евгений Киселев вновь назвал символом нашей эпохи "дело Ходорковского". По его мнению, это дело, равно, как и последующее осуждение бывшего олигарха, было политически мотивировано. Журналист выразил уверенность, что рано или поздно те, кто причастен к фальсификации этого дела, и, следовательно, совершению беззакония, обязательно получат по заслугам.
Состояние законности в современной России наглядно характеризуют цифры, приведенные Евгением Киселевым в его авторской программе "Власть", также выходящей в эфире RTVI и "Эха Москвы". Он проанализировал официальные данные о выделении автомобилей со специальными сигналами (проблесковыми маячками) различным российским ведомствам и структурам. Оказалось, что Верховному Суду выделена одна такая машина, Министерству по чрезвычайным ситуациям – пять, Государственной думе – десять. В том же время Федеральной службе охраны досталось 150 машин с "маячками", Министерству внутренних дел – 173 машины, Федеральной службе безопасности – 230 спецавтомобилей. Это, по мнению журналиста, наглядно показывает, кто в нашей стране обладает действительной властью.
Показательно, что проблемы власти рассматривались на наделе и в художественных произведениях. Авторы нового телевизионного сериала "Сталин.Live" (канал НТВ) взялись за исследование феномена сталинской диктатуры. Фильм вызвал большой зрительский интерес, у него сразу же появились свои почитатели и противники. В числе последних оказался независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. В эфире программы "Ищем выход" ("Эхо Москвы") он сказал, что появление такого рода фильмов является свидетельством возрождения культа личности Сталина и сталинизма.
Не берусь до окончания показа оценивать художественные достоинства фильма и его социальную направленность. Однако вызывает тревогу и недоумение позиция авторов картины, высказанная в эфире воскресной радиопередачи "Телехранитель" ("Эхо Москвы"). Автор и режиссер проекта Григорий Любомиров с исполнителем главной роли Давидом Гиоргобиани с первых минут вызывающе и даже агрессивно начали оправдывать свого героя. Любомиров сказал, что в конце жизни Сталин пришел к переосмыслению сделанного и что нельзя всю вину за репрессии возлагать на одного человека. Давид Гиоргобиани вообще заявил, что Сталин был мудрым, образованным и крайне религиозным православным человеком, о котором мы мало что знаем. Уничтожение "ленинской гвардии" актер поставил в заслугу Сталину. По его мнению, расстрелянные в тридцать седьмом году старые большевики были наказаны за свои злодеяния, совершенные в период Октябрьской революции.
Такое мнение кажется более чем странным, особенно если вспомнить, что Давид Гиоргобиани двадцать лет назад сыграл главную роль в культовом антисталинском фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Если уж герой демократической интеллигенции времен ранней перестройки столь резко изменил свои взгляды, не исключено, что приближается смена вех на глобальном уровне.
Кстати, оценивая российско-белорусские отношения в программе "Особое мнение" Евгений Киселев, что Россия в лице Александра Лукашенко взрастила собственного Франкенштейна и теперь мы "имеем в наличии" обезумевшего диктатора. Но одним Лукашенко дело не ограничивается. В тот же сомнительный ряд можно поставить иранского президента Ахмадинеджада, "любимого руководителя" Ким Чен Ира, лидера Хезболлы шейха Насраллу, борца с нечистью Уго Чавеса. Россия упорно выступает перед миром в роли адвоката одиозных политических деятелей. Вот теперь и собственного диктатора пытаемся представить обществу в более или менее приличном виде.
Похоже, что наша страна и в самом деле становится питомником для Франкенштейнов.
Вы можете оставить свои комментарии здесь