Интересно, один ли я замечаю какую-то почти ритуальную мистику в отношении дат статусных правительственных мероприятий? Убийство Анны Политковской в день рождения Владимира Путина еще могло показаться случайным, хотя и достаточно роковым для людей суеверных, стечением обстоятельств. Однако "телемост от президента к народу и обратно", назначенный на трехлетнюю годовщину со дня ареста Михаила Ходорковского, наводит на мысль, что Администрация президента не столько пугается таких "двусмысленных, но красноречивых совпадений", сколько наслаждается ими и даже старается по возможности подыгрывать.

Показательно, что общение первого лица государства с народом наиболее активно обсуждалось именно в контексте сложных, мягко говоря, отношений властей и "краснокаменского узника". Сознательно ли Кремль решил послать Ходорковскому такой вот привет, или же само собой как-то получилось. Сам телемост практически никого не интересовал.

Даже самые горячие сторонники Путина не сомневались, что заранее утвержденные вопросы будут задавать заведомо подготовленные статисты. И Владимир Путин ответит им правильными словами про патриотизм, суверенитет, и про то, что жизнь, конечно, непростая, но надо работать, соблюдать закон и все получится.

Не обманул ожиданий обязательный акт демонстративной благотворительности. В этот раз в качестве объекта монаршей милости был избран, к счастью, Дом ветеранов сцены, делу которого действительно очень многие сопереживали. Владимир Путин осудил алчную строительную компанию, порекомендовал ей подарить старикам пять миллионов долларов, а в случае возникновения непредвиденных трудностей пригрозил "помочь из бюджета". И все свидетели этого высочайшего поступка поняли, что президент живой человек и тоже имеет чувства, и тоже устает, и не надо его ругать, а надо понять, пожалеть, поддержать. Он же не волшебник, в конце концов, чтобы по щелчку пальцев организовать нам райскую жизнь. Но каждую нашу частную беду переживает, как свою собственную.

Завершившаяся прямая линия, на мой взгляд, куда больше относилась к шоу-бизнесу, чем к политике. Но иначе просто и не могло быть. Задача российских властей – сохранять статус-кво, а вовсе не принимать реальные решения.

Попытаюсь объяснить...
В жизни любого государства наступает момент, когда нужно делать выбор. Выбор в самом широком, системном смысле. Принятое решение, как минимум, определит вектор развития страны на ближайшие несколько лет. Как максимум – до неузнаваемости изменит ее культурный, социальный и политический облик.

Можно вспомнить римское состязание "двух Венер" или "реставрацию Мейдзи" в Японии, о феномене которой премного понаписано.
А можно привести примеры из современной истории. Не так давно Индия и Китай практически одновременно оказались перед ожидаемой дилеммой – сохранить ли бурный экономический рост ценой разрастания пропасти между богатыми и бедными или пожертвовать "динамикой цифр" ради снятия социального напряжения в обществе. Примечательно, что обе страны предпочли именно второй вариант.

После провала коммунистического проекта и последовавшего за ним распада СССР, Россия так же оказалась на перепутье. "Переходный период" ельцинского правления, сочетавший демократическую риторику с советским менталитетом чиновников пожилых и бандитским – чиновников молодых, умудрился, тем не менее, дать стране первое поколение свободных граждан. Пережившая сложный опыт девяностых годов, страна ждала решительного лидера, способного либо продолжить демократические реформы и развитие по западному образцу, на этот раз без мракобесия (пример – Южная Корея), либо заявить четкий и недвусмысленный реваншистский проект (пример – Венесуэла). И у того, и у другого пути сторонников хватало, впрочем – хватает и сейчас.

То, что получилось в результате, сейчас не вызывает никакого иного чувства, кроме растерянности. Владимир Путин пришел не как строитель и не как разрушитель, а именно как весьма нечистый на руку управляющий. На вопрос "как лечить больного", новая российская элита открыто заявила - "никак. Назовем коматозность стабильностью, а пока он без сознания валяется на койке, мы обчистим его квартиру".

Чтобы больному слаще коматозилось, специально нанятые гипнотизеры обеспечивают его сознанию удивительные картины. Тут тебе и пятая империя, и энергетическая держава, и суверенная демократия и чего только еще не придумано. Сочетая ультралиберальную экономику с "державной риторикой" самого дремучего свойства, власть эффектно использует получающийся идеологический парадокс, с одной стороны постепенно избавляясь от какой либо социальной ответственности, а с другой стороны забалтывая откровенную несправедливость различными "патриотическими" шоу. Например, никто, кажется, так и не понял, в чем состоял подлинный смысл "национальных проектов", а между тем, они полностью укладывались в логику власти.

Совершенно верно, на нацпроектах должен был сделать имя будущий вероятный президентский преемник Дмитрий Медведев. Однако вовсе не на успехе этих проектов, как все почему-то решили, а именно на их провале. Объявив неудачи в реализации "проектов" внутриадминистративным саботажем, показательно бичуя "нерадивых чиновников", "плохих бояр", Медведев выступил не в блеклой роли "благодетеля", а в куда более выигрышном амплуа защитника обездоленных, мстителя за страдающий народ. Проекты провалены, деньги разворованы, Медведев в итоге на белом коне. Ну и кому может быть интересно строить доступное жилье, поощрять рождаемость, совершенствовать систему здравоохранения и при этом не воровать, когда нужный эффект достигается значительно проще? Любые инициативы власти, вплоть до новомодной репатриации, теперь будут реализовываться именно так, пока весь каталог "народных чаяний" окажется последовательно не израсходован, но это произойдет еще не скоро.

Точно так же "телемост с Владимиром Путиным" оказался заведомо избавлен от любых сюрпризов и неожиданностей, оставив лишь пыльное послевкусие неимоверной скуки Нам не объявили о новом курсе развития, не озвучили судьбоносных решений, не поразили воображение резкими заявлениями, не предложили проектов тотального реформирования государственной системы, выходящих за рамки "гипнотических картин". Просто потому, что это никому не нужно.

Не даром во время недавней, заведомо не поддающейся режиссуре интернет-конференции, Владимира Путина спрашивали все больше про пробуждение Ктулху и огромных человекообразных роботов. А о чем его еще спрашивать?

Нам показали "домашнего" президента. Обаятельного, заботливого – "народного". Повода для беспокойства нет. Стабильность сохраняется. Шоу продолжается. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

СТАНИСЛАВ ЯКОВЛЕВ

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter