"Вся интеллигенция виновата, вся, сударь мой", - так писал в одном из писем доктор Чехов о своем поколении. Чувство вины, свойственное великому русскому писателю, передалось далеко не всем его современникам. И уж точно не сохранилось до наших дней. Нынешняя интеллигенция (не буду заниматься разбором этого понятия, ему посвящены горы литературы) чувством вины не озабочена.

Люди интеллектуального труда (или интеллектуального происхождения) живут одной идеей-fix, которая на самом деле диктуется вовсе не метафизическими соображениями, а животной идеей самосохранения, сиречь инстинктом. Бывает, подхалим этот обитает в высоких эмпиреях, но сути своей от этого не меняет...

Но чаще инстинкт - это самый примитивный старичок, любящий успех или свой особнячок в центре Москвы, встречи в Куршевеле с "кем-надо", денежки в сундучках...
В нашей стране причудливым образом скрестилась авторитарная система с культурой эпохи потребления. "Зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно". Абсолютно по барабану! А лучше и от тех, и от других, потому в нынешней эгалитарной культуре бабки заработаешь только на массовом искусстве, а допустят тебя до него только при благосклонности "царей". Вот и стараются наши "деятели культуры", вертятся как белки в колесе - тут письмецо подмахнуть, там в комитет записаться, а то и в партию, встраивая себя в вертикаль, дающую право скармливать "народу" плоды своего "интеллигентского" труда.

И что самое печальное, многие из них, вполне интеллектуальные образованные люди, сами свою продукцию не потребляющие, а предпочитающие блюда высшего качества. Для народа "Дом-2" с Ксюшей Собчак, для себя – клуб "Синема-фантом" и Венецианские биеннале.

Но гораздо интереснее позиция творцов иного рода - не стремящихся угодить толпе, не готовых наступать на горло своей песне ради чиновника из Минкультуры. Вот, например, сейчас идет в Москве замечательный театральный фестиваль - "Новая драма". Один из ее основателей – продюсер и художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков выступал на специальном семинаре для участников фестиваля и рассказал о своем видении современной культурной ситуации, прежде всего, театральной.

Бояков делает новый театр, с новыми пьесами, новыми подходами, смешением жанров, стилей, идей. В общем, хороший, а главное – свободный театр. Но Бояков боится. Боится вмешательства, а потому стремится сделать из своего театра монастырь, отдельный островок нового искусства за крепкими стенами: оградить себя и от власти, и от толпы. Полностью по-пушкински. И это не сравнить с позицией Александра Калягина или Константина Эрнста. И все равно это все тот же инстинкт, гораздо более тонкий, гораздо более интеллектуальный, но все тот же старичок, идущий бок о бок.

Бояков сравнил свой фестиваль с тонкой дощечкой в луже грязи. Надо пройти по ней и не замараться, сохранить чистоту творчества. Относительно дощечки можно спорить, но главной вопрос не в этом. Главное понять, кто эта грязь, по которой с брезгливостью проходят художники? Их коллеги из поп-культуры? Это точно. Власти предержащие? И это да. Но кто-то еще, кто-то, на кого интеллигенция глядит с высоты своей дощечки и презирает. А это уже те самые массы, тот самый "народ", а попросту, люди, которым не повезло с самого начала: они не родились в хорошей семье или, по крайней мере, одаренными талантами вкупе с пробивным характером, не получили хорошее образование, позволяющее ценить прекрасное, не потребляли с детства только высокое искусство и не водили хорошие знакомства.

Именно от них художники хотят загородиться стеной, именно их вмешательства они так боятся, а вовсе не власти. Более того, вмешательства власти они просто жаждут. Любая цензура, внимание государства, давление создают ценностный контекст искусству, тексту, мысли. Бьет - значит, любит. Более того, бьет - значит, есть за что. И это "что" сразу привлекает внимание публики, а ситуация провоцирует скандал - великий двигатель искусства. Сегодня же можно сказать практически все – только не очень громко. Если не громко – не заметят и даже финансирования не прекратят. А громко уже давно ни у кого не получается, потому что людей с гражданской позицией к этим громкоговорителям давно не пускают, а если кто-то случайно и прорвется, то народ его все равно не расслышит за визгами, раздающимися с "Фабрики звезд", и грохотом выстрелов бандитского Петербурга.

А если не услышат (да ведь к тому же не заплатят за это – ведь гражданская позиция нынче не ходовой товар), то, рассуждают культурные люди, не надо и стараться: ни денег, ни славы. И тут, повторяю, два пути - в массовую культуру или элитарный монастырь.

В случае простых, среднестатистических интеллигентов монастырь – это их частная жизнь. Я знаю несколько московских семей, которые такую позицию сделали своим лозунгом. То, что происходит там, за пределами их круга, их не касается. Их задача - максимально дистанцироваться и сохранить свою идентичность. Это их право, не спорю, но нужно понимать, что этот путь, в конечном счете, ведет в никуда: подводит инстинкт. Без желания изменить существующую ситуацию, без осознанной и пропагандируемой гражданской позиции интеллигенция как специальный социальный слой просто не выживет. Ее не станет, потому что она никому не будет нужна: ни власти, ни народу.

Потребителя надо воспитывать - этот принцип описан во всех учебниках по маркетингу. Потребитель интеллигентских культурных ценностей скоро просто вымрет, если сама интеллигенция не предпримет активных действий для его спасения. И эти ценности не только наука, образование, искусство, - это еще и определенные социальные воззрения: свобода слова и личности, открытость к диалогу, равенство перед законом... Именно то, чего в нынешней России нет.

Есть и другой аспект – этический. Кому многое дано, с того многое и спросится. Нынешние интеллигенты не чувствуют ответственности за свою страну. Потому и не чувствуют вину за происходящее. Эта апатия возникла после 90-х, когда мимикрирующая номенклатура их просто использовала в своих целях. Но кто же заставил нас быть такими идиотами? Если вас использовали, не надо прятаться по углам. Надо переломить ситуацию, изменить мир под себя (но без конфронтации, без гражданской войны, без гнева – почему так – это отдельный разговор). Выйти на кафедру института, на сцену театра, в эфир и высказать свою гражданскую позицию, начать диалог со своим народом, попросить его задуматься. Сначала нас никто не услышит. Но когда нас станет много, страна, за которую мы отвечаем, начнет меняться.

Это будет долгий путь, но только он позволит сохранить и интеллигенцию, и страну.

Юлия Галямина

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter