Один клерк, правда, подсказал, что портрет губернатора большие чиновники ставят у себя на столе, чтобы посетители осознавали, что у хозяина кабинета отношения с губернатором более чем служебные. Психологический фактор, знаете ли. Дескать, вот она, "крыша", и не рыпайтесь.
В таком случае было бы неплохо за неудовлетворительную работу публично лишать чиновника губернаторского портрета. И также публично под овации подхалимов возвращать в торжественной обстановке за исправление допущенных ошибок.
Согласитесь, что описанную выше картину можно наблюдать практически в каждой губернии. Такой зачаточный культ губернаторской личности. Но вот в Пензенской области он постепенно приобретает языческий размах.
Недавно в Пензе на аллее Славы поставили три таганаита. Это такие здоровые каменюки на пьедесталах. На каждом них написали имя губернатора Василия Бочкарева, а на одном даже добавили, что это камень Солнца и Любви, который приносит Добро и Счастье. Камни якобы с Урала, и всякий, кто к ним прикоснется, обретет все вышеизложенное. Особенно молодожены.
Правда, некоторые из молодоженов, погладивших камни, уже развелись. Но это неважно. Главное языческая вера. Вот, например, министр культуры Пензенской области Виктор Огарев прямо-таки не расстается с таким персональным булыжником. И с удовольствием демонстрирует его по телевидению.
Пропаганда сделала свое дело – люди повалили к камням. По примеру губернатора, увековечившего себя надписью типа "Здесь был Вася!", народ сразу занялся росписью камней. Деньги к ним начали класть. Этим они породили разборку промеж цыган и нищих за место у камней. Кое-кто прикладывался к камням больными боками, приезжали и ходоки из деревень – жаловались камню с именем губернатора на горькую судьбу в надежде, что посредством волшебных каменьев он услышит глас народный. Тем более что войти через главный вход в правительство Пензенской области теперь невозможно. Он просто заперт от простолюдинов.
История тоже прелюбопытнейшая. Год назад в Пензе побывал Владимир Путин. К его визиту, конечно же, навели показушный порядок по всем маршрутам его движения. В здании областного правительства реконструировали фойе центрального входа, вместо гардероба соорудили какую-то выставку, поставили металлодетекторы – сделали все очень красиво. Президент зашел и вышел... и вход с тех пор закрыт. Посетители заходят в здание через боковую неудобную дверь, утыкаются в маленький гардероб, через толчею и милицейский пост попадают дальше. Если их туда еще допустят. А самого губернатора завозят во внутренний двор, откуда он через неприметную дверь лабиринтами попадает в свои апартаменты.
Булгаковский профессор Преображенский из "Собачьего сердца", вопрошавший, почему большевики заколотили все парадные подъезды и заставляют людей ходить черным ходом, спросил бы у пензенского губернатора и насчет металлодетекторов – для кого они? Неужели ради высокопоставленных гостей, для которых теперь служат эти "царские врата"? Можно представить, как "прозванивают" очередных бизнес-туристов из Китая или какого-нибудь Михаила Зурабова...
К чему это все? А к тому, что граждане, не ведающие, что все проблемы теперь можно решить посредством поглаживания губернаторских таганаитов, пытаются вломиться в здание областного правительства через парадный вход, который больше похож на чей-то мемориал с цветами. Теперь там висит табличка с объяснением, как можно попытаться пройти внутрь другим ходом.
Остается только надеяться, что когда пройдет время, имя нынешнего губернатора уже не будет иметь ту значимость, как сегодня. На портретах появятся новые лица, откроются главные двери правительства для самой важной персоны – народа. Тогда и на камнях счастья, может быть, появятся другие надписи. Например: "Не в камне счастье, а в наличии мозгов ваших!".