О своем решении Тиди сообщил в письме совету директоров компании. Там также говорится, что согласно заключению временного руководства компании, финансовое реструктурирование, которое планировал провести Тиди, невозможно и единственной альтернативой остается ее ликвидация. Согласно заключению временного управляющего компании Эдуарда Ребгуна, стоимость компании составляет $15 миллиардов, а ее долги - более чем $17 миллиардов.
"Я больше не могу предпринять ничего, что принесло бы компании материальную прибыль. Я отказываюсь от должности, потому что не смог решить четыре основных задачи: выполнить все обязательства перед служащими, оплатить все законно полученные кредиты, вернуть в полном объеме права "ЮКОСа" на "Юганскнефтегаз", которые были незаконно отобраны у компании, сохранить имущество компании в России и за ее пределами", - говорится в письме Тиди.
В то же время, РИА "Новости" передает, что израильские юристы, добивающиеся экстрадиции из Израиля в Россию совладельца нефтяной компании "ЮКОС" Леонида Невзлина, побывали в четверг в российской Генпрокуратуре. По информации агентства, была достигнута договоренность о заключении юридического контракта на представление интересов российской Генпрокуратуры в Израиле Возглавляющие делегацию доктор Юлий Нудельман и глава крупной юридической компании Йорам Мушкат считают, что Невзлин должен предстать перед судом в России, и для этого есть все шансы. Доктор Нудельман еще в январе 2006 года подал апелляцию в Высший суд справедливости Израиля по вопросам лишения Невзлина израильского гражданства и его экстрадиции в Россию.
Кроме покушения на убийство Костиной Невзлину инкриминируется причастность к убийству супругов Гориных в 2002 году и к покушениям на других лиц, неугодных компании "ЮКОС". Напомним, что обвинения в покушениях и убийствах предъявлено начальнику отдела службы безопасности "ЮКОСа" Алексею Пичугину. 30 марта 2005 года он был приговорен к 20 годам заключения в колонии строгого режима.
Напомним, что Британский суд во вторник отклонил иск "ЮКОСа", в котором нефтяная компания требовала заблокировать начало торгов акциями "Роснефти" на Лондонской фондовой бирже. "ЮКОС" мотивировал свой иск тем, что IPO "Роснефти" на $10,4 миллиардов фактически означает продажу краденного имущества. Адвокаты "ЮКОСа" настаивали, что действия по передаче "Юганскнефтегаза" "Роснефти" могут квалифицировать по английскому праву как криминальные и должны рассматриваться именно так – чтобы "помешать преступным режимам действовать преступно".
В июне 2006 года представители "ЮКОСа" обратились в Управление по финансовым услугам Великобритании с письмом с просьбой не разрешать проведение IPO Роснефти. По их мнению, разрешать "Роснефти" листинг в Лондоне "было бы вредно для интересов инвесторов, поскольку ее главный актив был экспроприирован у другой компании". "Юганскнефтегаз был экспроприирован у "ЮКОСа" в результате незаконных действий, которые не могли были быть признаны или инициированы английскими судами", - говорилось в письме "ЮКОСа".
После известия об уходе президента "ЮКОСа" и возможной ликвидации компании ее акции покатились вниз. На ММВБ к 11:50 цена бумаг "ЮКОСа" упала на 4,2% - до 27,679 рубля за штуку, в РТС курс акций "ЮКОСа" пока остается на уровне среды - $1,07 за штуку.
По законам жанра
Не прошло и двух дней после завершения петербургского саммита, как вновь дали о себе знать самые консервативные силы нашего общества. Не только, впрочем, нашего.
В частности, эти силы добились-таки ликвидации "ЮКОСа", некогда крупнейшей нефтяной компании России. Они же не оставляют попыток добиться экстрадиции из Израиля одного из совладельцев этой компании, Леонида Невзлина. В этом ряду стоит, кстати, и настойчивое желание "патриотов" провести всенародный референдум по "третьему сроку" президента Путина.
Если так пойдет дальше, то "по законам жанра" следующим вполне может стать принятие нового, предельно жесткого закона о печати, введение цензуры в Интернете, закрытие под разными предлогами оппозиционных изданий и радиостанций, нейтрализация наиболее ярких политических лидеров. После чего политическое поле окажется полностью зачищенным. Не только для "третьего срока", но и для пожизненного воцарения над Россией действующей команды топ-менеджеров.
Но есть в самоликвидации ЮКОСа нечто, внушающее определенные надежды. Существование компании служило подтверждением правоты президента, заявившего однажды, что государство не заинтересовано в банкротстве таких процветающих фирм, как ЮКОС. Теперь же, когда комедия закончена, все могут наглядно увидеть истинную цену этих слов.
Обо всем этом, иногда – прямо, иногда – иносказательно, говорил в своем заявлении президент ЮКОСа Стивен Тиди. Главные вещи он назвал своими именами. Так, одобренное государством воровство Тиди прямо назвал "экспроприацией" и "незаконным завладением имуществом", а предстоящее собрание акционеров – "фарсом".
Но основным в заявлении Стивена Тиди было предложение передать дело "ЮКОСа" на рассмотрение Страсбургского суда. Президент счел это единственно верным местом для определения размера ущерба (читай - нанесенного российским государством) и принятия решения о возврате похищенного имущества законным владельцам.
Возможно, это и станет самым важным последствием ликвидации компании. Поскольку в Страсбурге, если, конечно, акционеры решаться последовать совету президента, в качестве ответчика впервые фактически выступит высшее российское руководство.
Верно говорят, что уходить тоже надо красиво.
Юрий Гладыш, обозреватель Каспаров.Ru