Все это выглядит очень странно. С 9 мая 2004 года, дня гибели Ахмада Кадырова на грозненском стадионе, прошло больше двух лет, в пропагандистском плане тема себя исчерпала, никакого информационного повода для очередных "откровений" просто не просматривается. Или, может, Шамиль Басаев только сейчас расплатился с исполнителями, о чем и поспешил отчитаться?! Ну, тогда это не слишком хорошо характеризует этого террориста еще и по части надежности и обязательности.
То, что Шамиль вдруг заговорил на эту тему, скорее всего, означает, что либо пропагандистская машина сепаратистов стала буксовать и терять связь с реалиями, либо пиарщикам с гор просто уже нечего сказать. Информационное пространство не терпит пустоты – его надо постоянно чем-то заполнять. Вот Шамиль и выступил с заявлением. Ведь он не появлялся "в эфире", практически, с января этого года! За это время где только не искали Басаева, какие только версии его исчезновения ни сочиняли.
Пауза длилась аж до 1 мая, тогда на сайте сепаратистов появилось его очередное интервью. Хотя текст – явление виртуальное, мало ли кто на самом деле его написал! До 30 мая снова пауза – ни слуху, ни духу, потом сообщили, что Шамиль провел совещание полевых командиров. А 5 июня и вовсе прикололись: в марте Шамиль Басаев, мол, снимал... солнечное затмение! И потом чуть не каждый день шли сводки: Шамиль ведет отряд, Шамиль совещается, Шамиль инструктирует... Так что пока все это, включая "признание" в ликвидации Кадырова-старшего, укладывается в рамки очередной пропагандистской кампании "Шамиль в действии".
Вообще-то Басаев "взял" на себя Кадырова еще 17 мая 2004 года, объявив: "Нашими моджахедами в рамках операции "Возмездие" успешно проведена спецоперация "Нал-17" и приведен в исполнение приговор шариатского суда по отношению к национал-предателям и вероотступникам Кадырову и Исаеву" (Хусейн Исаев, погибший вместе с Кадыровым, – тогдашний председатель Госсовета Чечни). Тогда же Басаев еще и извинился перед Масхадовым, что боевики "не смогли бросить голову Кадырова к его ногам, в буквальном смысле, как обещали месяц назад".
Однако уже тогда смущала необычная для Басаева длительная задержка с "чистосердечным признанием": вместо того, чтобы снять пропагандистские сливки сразу же, 9 мая, с этим тянут целых 8 дней. Словно наш фигурант долго и основательно размышлял, пытаясь понять, кто реально стоит за взрывом и стоит ли вообще брать это на себя.
Мало того, федеральные структуры к тому "признанию" отнеслись весьма настороженно. Например, начальник УФСБ по Чеченской республике генерал Юрий Рожин, комментируя заявление Басаева, заявил, что предположений относительно диверсии 9 мая много, "версия причастности Басаева к случившемуся проверяется, но не является единственной"! И ведь с тех пор ФСБ официально так и не подтвердила причастность Басаева к гибели Кадырова.
Равно как осторожничали и в Генпрокуратуре. Владимир Устинов, отчитываясь 26 января 2005 года на заседании Совета Федерации, на вопрос о ходе расследования по делу Кадырова, разводил руками: "К сожалению, доложить что-либо пока нет возможности", хотя "определенные подвижки все же есть". Даже отброшенные версии приближают к установлению истины.
И – больше ничего, кроме теорий, которые так никто и не озвучил! Проще говоря, официально убийство Кадырова на тот момент было не раскрыто: по сути, мало того, что генпрокурор расписался в своем бессилии, он де-факто еще и дезавуировал версию о причастности Басаева – ни организаторы, ни исполнители не установлены!
В самой Чечне с этим делом и вовсе полнейший туман: с мая 2004 до конца года постоянно публиковались бравурные сводки о поимке очередного исполнителя. Их ловили пачками, они моментально раскалывались, давая "признательные показания", а их все ловили и ловили…К концу 2004 года было уже с десяток задержанных с "признательными показаниями", да еще проведено несколько спецопераций возмездия, итогом которых стали десятки убитых... "организаторов"! Причем имя Басаева вообще уже больше не звучало среди заказчиков.
О роли Шамиля в смерти своего отца вдруг заговорил Рамзан Кадыров, пообещав награду за его голову и публично поклявшись лично убить террориста. Правда, звучало все это несколько наигранно. Позже, в одном из интервью, Рамзан осторожно дал понять, что его версия гибели Кадырова-старшего несколько расходится с той, согласно которой "заказ" поступил от Басаева: Шамиль, мол, просто личный враг и "будет уничтожен вне зависимости от того, имеет ли он отношение к теракту или нет"! После чего многозначительно добавил: "заказчиков ждет та же участь". Выходит, Рамзан вовсе не связывает напрямую смерть своего отца и Басаева?! Очень любопытная и вряд ли случайная проговорка… Тем паче, что за Шамилем Рамзан явно охотится без особого энтузиазма.
И какой же из всего этого вывод? Пока лишь один: вполне может оказаться так, что не Басаев заказал тот теракт. Хотя из пропагандистских соображений он вполне может его взять на себя. Ведь за эти два с лишним года Шамиль ни разу не рассказывал об интригующих деталях убийства Кадырова, хотя, подробностями о налете на Назрань, захвате школы в Беслане или боях в Нальчике он делился довольно быстро. В тех случаях чувствовалось, что фигурант – в теме. А здесь – молчок. И не потому, что Басаев бережет своих людей. Он явно боится проколоться, сморозив глупость. Выходит, не знает этих деталей? Очень странная интрига, темное дело...