Все это не прибавляло оптимизма. И уже казалось неуместным говорить об экологии именно здесь, в этом селе, где еще вчера хоронили повесившегося от безысходности инвалида. Или вот здесь, где вернувшийся из зоны уголовник задушил проводом семнадцатилетнюю пастушку из-за ее 6 тысяч рублей зарплаты полученных накануне в сельсовете. И пока убийца с дружками на виду у всех спускали в сельском ларьке пастушкины деньги, участковый и фельдшер сочиняли акт о самоубийстве девушки. Так спокойней для них. Опять же – ребята у ларька угощают.
Одним из запланированных эковоспитательных мероприятий было проведение конкурса детских рисунков "Птицы родного края". Просматриваю рисунки детей. На одном изображено поле с поспевшей пшеницей и парящий в небе аист. И подпись, бьющая в глаза двойным смыслом, подводящая итог всей увиденной разрухе –Могила Надежды 4 класс. Волосы на голове дыбом и выть хочется протяжно, по-волчьи.
С одной стороны здесь еще есть люди, очень замечательные и душевные. Но с каждым годом все больше "зверей". Людей живущих "на земле" в телерепортажах называют по-разному, в зависимости от случая – селяне, аграрии, фермеры, животноводы и растениеводы. Правильно назвать их крестьянами у ведущих язык не поворачивается. А в речи сквозят снисходительно-высокомерные интонации. Действительно, ну что за это за странные люди – аграрии, давно бы уже собрались и уехали в город, кто им не дает? А что до решения продовольственной программы, так заграница всегда готова предложить свои излишки.
К чему страдать, если уже давно доказано, что в России сельское хозяйство гораздо менее рентабельно по сравнению со странами с мягким климатом. Именно поэтому ученые-патриоты предлагают сохранить продовольственную независимость, увеличив таможенные пошлины на импортные продукты. Но вряд ли это поможет крестьянству, так же как и не поможет целевая президентская программа развития сельского хозяйства. Вспомните пример российского автопрома. И пошлины на ввоз импортных автомобилей запредельные и субсидии на поддержку отечественных производителей были сумасшедшие. В итоге имеем отечественную сборку из зарубежных деталей.
Сейчас мы должны разделить две разные хоть и близкие проблемы – сельхозпроизводство как отрасль хозяйства и крестьянство как мировоззрение и основу цивилизации народа. Русское крестьянское сознание дуально, соединяет в себе языческий ствол с иудейской ветвью. И в этом кажущемся противоречии есть борьба и единство.
Несмотря на все перипетии истории – крепостничество, столыпинскую реформу, советскую индустриализацию, постперестроечные реформы дерево крестьянства до сих пор живо и продолжает питать своими плодами. Плоды эти необычные – это конкретные люди с особым крестьянским складом характера и мировоззрения. Основа которых – общинность, когда один за всех, а все за одного. Забота о каждом такая же, как о себе лично. Именно за счет крестьян Россия миновала все катаклизмы и сохранилась как государство. Где истоки крестьянства помимо религии? Ее корни в ручном труде, когда отдельный индивидуум в суровых климатических условиях России просто был обречен на гибель. Отсюда многодетные крестьянские семьи, прижимистость и экономия "на черный день" и одновременный альтруизм, выражавшийся в жалости к нищим и убогим.
Особенность русской крестьянской общины подчеркивал еще в 1881 году Маркс в своем письме Вере Засулич: "Россия — единственная европейская страна, в которой "земледельческая община" сохранилась в национальном масштабе до наших дней. Общая земельная собственность дает ей возможность превращать индивидуалистическое земледелие в земледелие коллективное, а привычка крестьянина к артельным отношениям облегчает ему переход к хозяйству кооперативному. Cуществование западного производства, позволяет России ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья".
Советский период был для крестьянства неоднозначным. Коммунисты прокатили крестьян по всем ухабам, которые только смогли собрать на пути. При этом сохранили коллективное хозяйство, но отбили волю к самоуправлению, загнав общинный дух в бутылку и плотно закупорив ее.
Нынешнее правительство насильно тащит крестьянскую телегу в обратном направлении в кавдинские ущелья. И, судя по всему, там ее и бросит.
Из природоохранного опыта известно, что сохранить популяцию можно заповедав территорию обитания и создав там особый режим. Думаю, что крестьянство нуждается именно в таком подходе. Необходимо воссоздать условия благоприятные для деятельности крестьянских общин. Предоставить им право на безвозмездную аренду земли. Освободить их от бумажной чиновничьей опеки. Пустить крестьян в города, разрешив им свободную торговлю своей продукцией. Но ведь городские власти хотят получать прибыль от супермаркетов торгующих импортными суррогатными продуктами, так что просто выйти и сходу купить деревенское молоко для ребенка или свежее мясо уже не получится.
Важно понять, что сохранение крестьянского сословия есть государственная проблема не менее важная, чем обороноспособность страны. Необходимы экстраординарные волевые решения, которые всколыхнет село в его саморазвитии, а не пустая пиаровская риторика.
А что происходит с землей? Партия с громким названием "Единая Россия" методично проталкивает законы, по которым земля будет переходить в частную собственность. Готовится распродажа страны. А кого заботит, то что "Дерево" крестьянства останется без почвы? Как верно заметил Гарри Каспаров - наше гражданское общество должно учиться аккумулировать энергию для решения главных вопросов. А приватизация земли разве это не важный вопрос? Но пока что копья с депутатами-единороссами в Госдуме скрещивают лишь две хрупкие женщины – Ольга Яковлева и Эльвира Грищенко из Гражданского движения "Земля России – достояние народа" – а помощь получают от американцев в рамках грантовой программы "Диалог". Неужели у оппозиции нет ресурсов поддержать их?
Не хочется думать, что наша озабоченная своими анализами власть скоро допилит дерево крестьянства и Россия с грохотом свалится, сотрясая весь остальной мир. Хочется верить в сказку о том, что появится Берэлэ Мац с Инвалидной улицы Эфраима Севелы и "наступит рай на Земле". А Могила Надежды – это просто подписанное имя, а не приговор истории.