Почти трехчасовая дискуссия началась с подведения итогов неполного года, прошедшего со дня основания ОГФ. "Нам еще нет и года, однако главную свою задачу мы выполнили: мы по-прежнему не являемся ни левой, ни правой организацией, мы объединяем оппозицию. Те переговоры, которые ведет ОГФ, бывают успешными или нет, в зависимости от намерений наших партнеров идти на компромиссы или оппонировать Кремлю", - отметил Каспаров.
Этот фактор различия между политиками современной России лидер ОГФ поставил на первое место в своей оценке сложившейся ситуации. Перед теми, кто хочет действительно что-то изменить в стране, по мнению Каспарова, стоит серьезный экзистенциальный выбор. Можно ли, получая какие-либо выгоды от сотрудничества с режимом (например, места в парламенте), сделать незначительный шаг в сторону реализации своей программы или тем самым только добавить легитимности системе?
"Я не призываю полностью бойкотировать выборы. Надо просто отдавать себе отчет в том, что это за игра. Сейчас в Кремле решают, кто сможет принять участие в выборах, а кто нет", - подчеркнул он.
По прогнозам Каспарова, ждать 2008 года Кремль не станет – недовольство политикой правительства растет чересчур заметно. Серьезные изменения могут начаться уже с осени, сразу после саммита G8, который является сдерживающим фактором, не позволяющим совершать особо циничные поступки на глазах у цивилизованной общественности. Однако направление дальнейшей внутренней политики уже обозначено – готовится поправка, запрещающая членам одной партии баллотироваться по спискам другой. Именно по этой схеме в Мосгордуму смогли попасть три демократа. "Впрочем, - заметил он также, - это мало что изменит. Я принадлежу к числу тех, кто никогда не расценивал выборы в Мосгордуму как победу".
Главную проблему взаимодействия власти с гражданами Гарри Кимович определил следующим образом: "Как человек, который регулярно ездит по стране, я могу утверждать, что существует колоссальный разрыв между регионами и центром. Политика внутри Садового кольца слабо кореллирует с жизнью далеко за его пределами. Это не идеологическое явление – оно касается как Кремля, так и многих его противников". Стоит отметить, что все мало-мальски независимые эксперты называют главным политическим козырем лидера ОГФ именно его внимание к каждому региону в отдельности. В ситуации, когда доступ к СМИ оппозиционным политикам практически закрыт, к людям, населяющим огромную страну, можно обратиться только напрямую – каких бы усилий и времени это не потребовало. "Сейчас невозможен украинский сценарий в чистом виде, ни за одного из политиков люди не выдут на площадь в достаточном количестве. Но зато возможен Майдан, к примеру, на Байкале, который хотят залить нефтью. Сейчас там очень популярен лозунг "Нет московскому ворью!". Сопротивление регионов – очень весомый фактор", - отметил Каспаров, отвечая на вопрос из зала.
Вопросов было намного больше, чем позволяло время. Но даже после того, как последний из них был задан и ответ получен, Гарри Кимович около получаса общался со всеми желающими в коридоре. Добавлю от себя: доступность политика – немаловажная черта, необходимая для снискания популярности. И вопрос, интересовавший меня лично, я задал именно в конце, после официальной части: Как ввиду вышесказанного он оценивает шансы на победу.
– В данной ситуации шанс оценивается с точки зрения нравственности - делай, что должен, и будь, что будет.