Общество – это единственный "владелец" свободы слова, но российское общество сегодня такой собственности лишено. О том, что такое свобода слова и как ее добиться рассказал на телефонной пресс-конференции в Ростове-на-Дону Александр Архангельский.
Свобода слова понятие очевидное для всех, а потому и неуловимое. Многие, по мнению г-на Архангельского, спекулируют на этом, пытаясь внушить российской общественности что свобода слова – это анархия. А на самом деле, свобода слова – это возможность обществом получать информацию из разных источников, которые не претендуют на объективность, а выражают определенный взгляд на действительность.
Г-н Архангельский считает, что сегодня российское общество, привыкшее получать информацию от телевиденья, лишено возможности выбора, а значит, ущемлено в своем праве на свободу слова.
Многие называют 90-е годы периодом вседозволенности, некой "вольницы", когда СМИ и телеканалы, в частности, говорили то, что выгодно было их владельцам, когда велись настоящие информационные войны с целью "протолкнуть" то или иное политическое решение. Однако именно эти информационные войны, эта информативная "радуга" позволяла людям ознакомиться с различными точками зрения на проблему и прийти к своему мнению. Сегодня же на телевидении представлена одна единственная точка зрения – взгляд власти на саму себя, говорит Александр Архангельский.
Причина, по которой власть так ведет себя со СМИ, банальна – страх. Те, кто пришел к власти не в ходе ожесточенной политической борьбы за каждый голос избирателя, а "на штыках" прессы, в первую очередь старается эти штыки зачехлить. Власть прекрасно понимает, что в один прекрасный момент "штыки" прессы могут так же успешно снять с "царствия" нынешнюю политическую элиту и заставить отвечать пред законом.
Зачехление информационных штыков наша власть тоже проводит довольно странно. В Америке недавно был случай: администрации Буша был неугоден один сюжет, который сделал некий тележурналист. С ним провели переговоры, выкупили права на показ этого сюжета, и все остались довольны. Что было в России, когда журналист Парфенов снял неугодный власти сюжет?! А где теперь тележурналист Ольга Романова?!
В России принято не договариваться с людьми, а ломать, надавив всей мощью системы. Точно так же сейчас происходит и с некоммерческими организациями.
Для некоммерческих организаций и вообще людей, которые связаны с деятельностью НКО, у г-на Архангельского есть совет – самим приходить в спецслужбы и спрашивать, почему НКО не предупредили, что те или иные люди являются шпионами – ведь это и есть работа спецслужб.
В целом же шпионский скандал это некий сигнал. Общественные организации предупреждают, как надо работать, как надо и главное у кого надо брать деньги да и, вообще, как вести себя с властью. В свою очередь это и некий пробный шар, каким в свое время было закрытие НТВ. Закрыли, посмотрели, что не особо большой шум поднялся, что кроме "кучки либералов" никто не возражает, и пошло по накатанной: ТВ6 и т.д. и т.п.
Александр Архангельский считает что сегодня в России не осталось СМИ настолько же доступных для населения страны, как государственное телевидение. Эта ситуация рано или поздно изменится, и будет это связано, в первую очередь, с созданием цифрового телевидения, где зритель сможет сам составлять себе сетку вещания. Именно тогда появится возможность создания в России общественного телевидения. ТВ которое строится на деньги зрителей, а не правящей элиты, будет по определению отстаивать интересы общества.
Однако пока у власти находится "информационно боязливая" политическая элита, независимых от власти СМИ, а значит и свободы слова, российское общество иметь не будет.