Выгоревшие окна закрасили через три недели после трагедии. Сразу бросается в глаза – все здание серое, и на их фоне белеют свежевыкрашенные окна. Это те окна, из которых падали молодые девчонки, боявшиеся сгореть заживо.
Страшная трагедия случилась во Владивостоке 16 января. Все еще слишком живо, слишком болезненно. Вот многие и недоумевают – зачем закрасили окна? Лучше бы обнародовали всю правду о пожаре: кто действительно виноват, и сколько на самом деле было погибших в этом страшном январском огне.
Общественная палата Владивостока провела собственное независимое расследование трагедии 16 января. Но и в отчётах палаты нет этих цифр, нет даже официального заключении о причинах пожара. "Важно найти тех, кто виноват в этой трагедии, - говорит сопредседатель общественной палаты Владивостока Андрей Ардашев, – нельзя допустить, чтобы опять пострадали так называемые "козлы отпущения", маленькие люди, а основные виновники этого страшного пожара остались в тени и не понесли никакой ответственности". Это антиконституционная ситуация, результат разгула в нашем обществе коррупции, безнаказанности, беззакония, уверен Ардашев. Он считает, что жители Владивостока должны знать, кто действительно виноват в том, что случилось.
Корни трагедии уходят глубоко, считает сопредседатель общественной палаты. Здание Промстройниипроекта было рассчитано на одного собственника, а теперь его эксплуатируют 22 предприятия, и никто толком не отвечает за хозяйственную часть.
Вот несколько примеров. Решетки на противопожарных лестницах закрывали выход из здания. Пожарный инспектор не появлялся в Промстройниипроекте с 2001 года, акт проверки пожарной безопасности подделан – этот факт зафиксировала краевая прокуратура.
Решетки украшали большинство окон. Не было в здании и необходимого количества пожарных гидрантов (это сейчас во всех крупных офисах появились огнетушители и т.д. и т.п. – в специализированных магазинах их практически не осталось).
Кстати, это все те нарушения, за которые ругали и штрафовали школы по всей стране после трагедий в учреждениях образования в Якутии и Дагестане в 2003. Про офисные здания подзабыли.
Стоянка перед Промстройниипроектом была заставлена автомобилями, пожарные машины просто не могли подъехать вплотную к зданию, а огнеборцы – действовать более эффективно.
"Именно власть допустила эту трагедию, - говорит Андрей Ардашев, - но не хочет нести ответственность. Губернатор сказал, что неприкасаемых нет, но наказаны ли те, кто действительно виноват?"
Бывший прокурор Приморского края Валерий Василенко допустивший разгул коррупции, в прошлом году был торжественно отправлен на пенсию. Более того, получил должность вице-губернатора по правовым вопросам. "Впрочем, конечно же, это не полностью его вина", - считает Ардашев, - "это вина федералов". У нас в стране противопожарная служба отделена от Государственного пожарного надзора, нарушена информационная цепочка".
Члены общественной палаты Владивостока уверены в том, что в трагедии 16 января виноваты и средства массовой информации, те, что кормятся из рук власти и поэтому не могут сказать правду. На местном телевидении только изредка показывали неотредактированные кадры пожара. Звучали в основном официальные версии случившегося.
11 февраля жители Владивостока почтят память погибших во время пожара 16 января. Возле здания Промстройниипроекта они возложат венки.
Никаких громких заявлений не будет, говорят организаторы "часа памяти". Люди просто вспомнят тех, кто погиб в огне. Жители Владивостока предлагают переименовать остановку транспорта имени Гоголя, в районе которой стоит Промстройниипроект, в остановку памяти 16 января.
Закрашенные окна филиала Сбербанка не помогут заретушировать людскую память. Кстати, окна выкрасили только на фасаде здания. С обратной стороны они все еще черны от копоти.