В четверг грузовики с 54 картинами импрессионистов из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина отправились из Женевы в Россию. Арест по требованию компании "Нога" художественных ценностей, страховая стоимость которого составляет коло 1 млрд долларов, наделал много шуму в мире и вызвал бурю возмущения со стороны российских властей. Но, если разобраться, то возмущаться чиновникам не стоит. Стоит лишь пенять на себя и пытаться хоть как-то вразумительно объяснить – почему много лет российская собственность за рубежом находится под постоянной угрозой ареста.

Швейцарская компания "Нога", с начала 90-х ведущая с нашей страной непримиримый бой в судах, проиграла, но ее глава Нессим Гаон говорит, что готов положить жизнь на то, чтобы добиться от России выплаты денег, которые, как он считает, ему должно российское правительство. Его компания поставляла в нашу страну продовольствие в обмен на нефтепродукты. В 1993 году контракт был разорван Москвой из-за невыгодности его условий. "Нога" потребовала компенсации ущерба.

Речь идет, по мнению 80-летнего бизнесмена о сумме более 1 млрд долларов (включая проценты). В 1997 году Стокгольмский арбитраж подтвердил лишь 63 миллиона. Россия не спешит платить по этим долгам. В результате уже арестовывались счета российских госкомпаний и госорганов за рубежом, парусник "Седов", истребители, участвовавшие в авиасалоне "Ле Бурже".

В этот раз под арест попали картины. "Фирма "Нога" была вынуждена прибегнуть к аресту выдающихся произведений искусства в ходе войны с неравными силами, которую она 14 лет ведет против мировой державы, второго крупнейшего экспортера нефти в мире, не выполняющей своих обязательств и своим поведением наносящей ущерб собственному имиджу правового государства", – говорится в меморандуме "Ноги".

Конечно, любой гражданин России не может стоять на стороне тех, кто покушается на собственность государства. Но проблема не в претензиях "Ноги". Проблема в том, что российские власти до сих пор внятно не объяснили общественности, какой именно позиции они придерживаются в данном конфликте. Если Кремль готов заплатить, то надо это сделать. Если нет, то почему, на каких основаниях претензии господина Гаона считаются необоснованными. Почему официальная Москва игнорирует судебные решения? Кто ответит за дырки в договорах с "Ногой"? Как долго все это будет продолжаться?

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал еще одну здравую мысль: должностные лица России, причастные к сделке с швейцарской фирмой "Нога", должны быть наказаны. "В договоре было несколько положений, которые в такого рода соглашениях не появлялись, в частности, отказ от суверенного иммунитета. То есть, в случае нарушения российской стороной условий соглашения, Россия отвечала всем имуществом, находящимся в ведении РСФСР. Сейчас, ответчик Российская Федерация, как государство, а на самом деле именно чиновники, которые добились такого, как им казалось, "льготного" кредита, втянули Россию в такой клубок судебных и финансовых разбирательств", - сказал Шохин в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Но отвечать никто не собирается. Похоже, как и добиваться скорейшего и окончательного урегулирования конфликта с "Ногой". Зато чиновники уже объявили о возможном сокращении количества выставок российских музеев за рубежом. Об этом заявил в четверг заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что Эрмитаж будет вынужден пересмотреть все договоренности по выставочной деятельности со странами, где не предусмотрены соглашения, запрещающие арест произведений искусства по экономическим рискам третьих лиц. "Если в ближайшее время ситуация не будет разрешена, Эрмитаж возвратит из Цюриха экспонаты и не повезет в Баден обещанные картины Матисса. Кроме того, мы планировали в Швейцарии археологическую выставку из собрания музея", - отметил Пиотровский в эфире телеканала "HТВ-Санкт-Петербург". Кто возместит музеям потери от сорванных выставок? Может им тоже, как "Ноге" подать в суд на нерадивых российских чиновников? Вот только слушаться их дела будут отнюдь не в Стокгольме.

Петр Уланов, экономический обозреватель

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter