В среду в Думе обсуждали проблему иностранного усыновления. Думцы и министры предложили два разных варианта борьбы с этим явлением: введение моратория на усыновление российских сирот (предложение Госдумы) и запрет на независимое усыновление российских детей (предложение правительства). Эти альтернативы сводятся в конечном итоге к одному: тысячи российских детей останутся без родителей.

Для обсуждения темы в Думу пригласили министра образования Николая Фурсенко и замгенпрокурора Владимира Колесникова. Министр предложил запретить так называемое независимое усыновление, во-первых, а во-вторых, обязать усыновителей проходить психологический тест, который выявит родителей-извергов.

Разговоры о запрете на независимое усыновление, когда ребенка возможно усыновить минуя аккредитованные агентства, ведутся давно. Новая волна поднялась после сообщений о трагической гибели в США детей, усыновленных в России (процесс по делу Ирмы Павлис). В результате несколько дней назад Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи решила институт международного независимого усыновления в России ликвидировать. Правозащитники уверены, что, несмотря на издержки этой системы, запрещать ее не стоит.

Многие эксперты прогнозируют, что запрет на независимое усыновление приведет к монополизации этой сферы агентствами, услуги которых соответственно подорожают, и детей станут усыновлять реже. Кстати, независимое усыновление достаточно популярно в первую очередь из-за относительной дешевизны по отношению к ценам официально аккредитованных агентств.

Приемным родителям из России приходится ждать усыновления от нескольких месяцев до двух лет. Лицензированное агентство помогает иностранцам осуществить усыновление за месяц. Дело в деньгах, которые они могут заплатить, и львиная доля которых идет на взятки. Теоретически поиск ребенка бесплатен, необходимо лишь уплатить соответствующие сборы и пошлины, определенные законом.

Замгенпрокурора Колесников решил всю вину за бесконтрольное усыновление переложить на плечи на Фурсенко и его ведомства. Он сообщил, что правоохранительными органами была приостановлена деятельность более трех десятков зарубежных представительств по усыновлению - всего в России в прошлом году их насчитывалось 87, сейчас их 53. "При откровенном попустительстве Минобразования в 2004-2005 годах работа ряда из них продолжалась без продления аккредитации", - сказал представитель Генпрокуратуры. "Мы и министра заставим отвечать", - сказал он.

Выслушав министра и замгенпрокурора, думцы начали агитировать за введение полного моратория на усыновление российских детей. Глава профильного комитета Екатерина Лахова привела в пример опыт Вьетнама, подчеркнув особо, что “в этой стране всех заставили уважать своих детей”. Депутат от ЛДПР Алексей Чернышов предложил объявить США как "наиболее злостного нарушителя" "персоной нон грата". "Надо действовать дзержинскими методами", - поддержала своих коллег и коммунистка Нина Останина.

Неконтролируемый экспорт детей за рубеж – следствие бедности россиян и коррумпированности нашего общества. Преимущественные права российских усыновителей давно стали предметом торговли. Можно, конечно, полностью запретить усыновления и тем самым пресечь незаконный вывоз детей за границу. Но в таком случае не стоит прикрываться высокими идеями о заботе детей, а так прямо и сказать, что коррупцию и бедность победить не можем, поэтому пусть все дети живут в детских домах, в которые, кстати, придется вкладывать гораздо больше средств, если тысячи детей перестанут уезжать за границу.

Предложенные Думой и правительством способы урегулирования системы иностранного усыновления устроены по принципу запретительному и демонстрируют, скорее, слабость и некомпетентность их сторонников. Метод Фурсенко - поставить вне закона независимое усыновление - грозит резким повышением цен на услуги официальных агентств. А значит число усыновляемых детей непременно сократится, так как российские усыновители не получат законного приоритетного право на усыновление. Оно будет точно также продаваться, как и раньше, только стоить будет гораздо дороже.

Фурсенко не говорит о новых механизмах контроля за процессом усыновления, не говорит о способах преодоления коррупции в этой сфере, а лишь предлагает формально ограничить поток иностранных усыновителей. Еще одна предложенная мера - психологические тесты для иностранных усыновителей - с практической точки зрения представляется сложно реализуемой, если иметь в виду, что подобный тест не будет простой формальностью (зачем он тогда вообще нужен?), то на прохождение теста необходимо время и время довольно длительное. Но кто будет за это платить? И станут ли справки о душевном здоровье еще одним способом набивания чиновничьих карманов?

Предложение думцев - введение моратория на иностранное усыновление - не просто популизм, который они привыкли демонстрировать по любым поводам. Поскольку мы говорим о детях, инициативу законодателей нужно рассматривать как преступление, по крайней мере, с моральной точки зрения. Оградив детей от иностранных усыновителей, они не собираются вкладывать в дело воспитания сирот необходимых миллиардов. Довод о том, что снижение числа иностранных усыновителей приведет к росту числа соотечественников, стремящихся взять на воспитание сиротку, - несостоятелен. Уровень жизни россиян недостаточен для официально прогнозируемого роста усыновления. Да и коррупция, к сожалению, распространяется не только на иностранцев.

Однако мораторий или резкое ограничение на усыновление детей иностранцами избавит власти от многих проблем. От запретительных мер выиграют и ура-патриоты из Думы, и Минобразования, и Генпрокуратура - в общем, все, все, все. Кроме, конечно, самих детей.

Ирина Ролдугина

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter