В той части, где описывается сложившаяся ситуация, всем вышеупомянутым мыслителям возражать трудно. Да, действительно Кремль, вроде бы, уверенно контролирует ситуацию в стране. Да, не похоже, что у нас сегодня-завтра случится оранжевая революция. Но означает ли все это, что люди, которых тошнит от путинского режима, должны отправляться на кухню. Не уверен. Ведь нет никакой гарантии, что Кремль остановится в закручивании гаек, и не станет покушаться на пока существующую возможность граждан читать и смотреть, что они хотят. На самом деле, власть подобно газу заполняет все пространство, которое мы, общество, позволяем ей заполнить. Многие говорят, что демонстрации в защиту того, старого НТВ, не дали никакого результата. Да, НТВ они не спасли. Зато затормозили процесс установления тотального контроля Кремля над средствами массовой информации, сохранили возможность высказывать мнение, отличное от официального, хотя бы на страницах некоторых печатных изданий.
Но как только Кремль почувствует, что общество легко согласится с введением всеобщей цензуры, он введет ее. Тем более что в скором времени президенту и его окружению предстоят несколько трудных решений. Как ни крути, но Путину придется либо назвать имя своего преемника (ведь придется раскручивать его), либо объяснить, каким образом он сам намерен сохранить власть в стране. Не исключено, что Путину придется решать обе эти задачи одновременно. И вот здесь ему будет жизненно важно не дать высказаться тем, кто захочет усомниться в дозволенности происходящего. И помешать этому можно будет только в том случае, если некоторая часть общества, то есть мы с вами, сохранит способность к организованному протесту.
Так что тем, кого всерьез заботит будущее страны уж никак нельзя отправляться на кухню. Хорошо понимаю сомнения тех, кто не торопится участвовать в митингах, пикетах, других формах протеста. Во-первых, хорошо помнят, как плодами первой демократической революции в России воспользовались совсем иные силы. Во-вторых, потому, что порой просто страшно. Но никто за нас с вами эту работу не сделает. И выйдя на площадь, вы убедитесь, что нас не так уж мало. А на кухню мы всегда успеем.
Текст также напечатан в газете "ОГФ"