Четыре года назад в Астрахани на Кировском рынке прогремел взрыв. Он унес жизни восьми человек, среди которых были дети - одиннадцати и двух с половиной лет. Всего пострадало более 70 человек. Прошло четыре года, а организаторы и исполнители взрыва до сих пор неизвестны. Но с отчетностью о проделанной работе у силовиков все в порядке. Ликуйте граждане - скамья подсудимых не пустует. Только вот ликовать почему-то не хочется.
ЗАБЫТАЯ ВЕРСИЯ
Практически сразу после взрыва астраханские силовики рапортовали о перехваченном радиодонесении, в котором некто "Резван" докладывает полевому командиру-арабу Абу аль-Валиду (впоследствии уничтоженному на территории Чечни), что дело удачно сделано. Казалось бы, дело в раскрытии преступления пойдет по чеченскому следу, но не тут-то было - среди задержанных по делу о взрыве ни одного чеченца не было.
Все, кто более-менее знаком с материалами дела, горько усмехаются - таких случаев в практике российской юстиции все больше и больше. Фемида томно приподнимает повязку и внимательно смотрит - кого же она судит. И почему-то, зыбкая доказательная база раз за разом перевешивает презумпцию невиновности. Ну не признавать же, в самом деле, что правоохранители ошиблись и зря продержали несколько лет под замком пятерых граждан Российской Федерации.
ВЕРСИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Напомним список "террористов". По делу в качестве обвиняемого проходит 54-летний предприниматель Магомед Исаков (уроженец Дагестана, проживающий в Астрахани более 30 лет). Именно ему вменяют организацию теракта на рынке, хотя в результате взрыва был разрушен именно его торговый павильон. Другие подсудимые: 50-летний неоднократно судимый бомж Хизир Ханиев, 36-летний бомж и горький пьяница Максим Ибрагимов и 40-летний Александр Штурба, закончивший 6 классов вспомогательной школы и имеющий диагноз "олигофрения в средней степени дебильности". Именно Штурба, по мнению следствия, и был тем умельцем, что собрал взрывное устройство.
Итак, по мнению астраханских следователей, предпринимателю Магомеду Исакову доставляли хлопоты коробейники, торговавшие с рук возле его палатки на Кировском рынке. В то время в Астрахани ожидалось принятие нормативных актов, ограничивающих торговлю с рук. Но нетерпеливый Магомед Исаков отчего-то решил взрывом разогнать надоедливых торгашей.
Далее, по версии следствия, он поручает Хазиру Ханиеву, ингушу по национальности, передать Александру Штурбе заказ на изготовление взрывного устройства. Штурба делает бомбу, передает Ханиеву, тот доставляет ее Исакову. Теперь знаковый момент - Исаков держит бомбу у себя дома (!). Человек с высшим образованием, хранящий у себя дома предмет, способный разнести этот дом в клочки, представляется мужественным или больным. Но не будем отвлекаться.
Пролежав некоторое время дома у Исакова, бомба вновь перешла в руки Ханиева, и тот отправился на рынок искать исполнителя. Здесь тоже не обошлось без курьеза - якобы Магомед Исаков заранее установил взрыватель на 15 часов 55 минут. Ханиеву стоило поторопиться, что он и сделал, договорившись с матерью троих детей гражданкой Верой Корнеевой. А уже та опустила роковой сверток в урну (внимание!) рядом с палаткой Исакова. Далее прозвучал взрыв.
Объяснить это непросто. Хранить бомбу у семейного очага, взрывать самого же себя - поступки человека, страдающего серьезными психическими расстройствами. 12 тысяч долларов прямого ущерба от взрыва понес сам "заказчик" злодеяния. Неудивительно, что Исаков сразу же стал одним из самых знаменитых террористов России. И это дело можно было бы с полным основанием считать фарсом, если бы оно не породило столько трагедий.
ОТ ФАРСА К ТРАГЕДИИ
Пяти свидетелей уже нет в живых. После того, как сожитель Кореневой заявил в суде, что будет защищать интересы своей подруги, его жестоко избили во дворе дома. Он резко начал сдавать - отказали ноги, затем почки. "Скорая", которую вызывали два раза, не приехала вовремя - человек погиб. Потом в Астрахани был убит столичный адвокат Исакова Евгений Замосковичев.
Штурба, которому в ходе следственного эксперимента специалист ФСБ помогал собирать аналогичную бомбу, в знак протеста глотал гвозди и даже вбил один гвоздь себе в легкое. Просто невозможно представить, до какого состояния должен дойти человек, чтобы совершить с собой подобное!
Менялись начальники областного УВД, ФСБ, прокуратуры, судьи. Слухи о пытках, применявшихся к арестованным, силовики официально опровергали. Правда, Исаков в итоге оказался на больничной койке.
18 ноября 2003 дело приобрело и вовсе неожиданный оборот. Суд присяжных оправдал всех обвиняемых по делу о теракте на Кировском рынке. Расконвоированный в зале суда Магомед Исаков в окружении ближайших родственников вышел на улицу. И тут же подвергся нападению десятка здоровых молодых людей. В результате нападения племянник Исакова получил сотрясение головного мозга, сестре "террориста" сломали челюсть и жестоко избили шестерых его племянников. Нападавшие не найдены до сих пор.
Прокуратура оспорила решение суда присяжных. Согласно ст. 385 ч. 2 УПК РФ, "оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен… лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального законодательства, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств, либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них".
Затем был второй оправдательный приговор. Прокуратура обжаловала и его. Все четверо обвиняемых до сих пор находятся в тюрьме, ожидая новых обвинений и сроков.
Правоохранители не сдаются. Согласиться с судом – означало бы для них признать свою полную некомпетентность. А ведь все "участники" преступления в совокупности уже отсидели больше полутора десятков лет. Виновными они так и не признаны, но награды и поощрения за раскрытие теракта получены. Борьба с терроризмом идет успешно.
Статья подготовлена вместе с Астраханским областным общественно-политическим еженедельником "Факт и компромат".