Как водится, главные новости о планах Кремля граждане России узнали от иностранцев. На прошлой неделе Владимир Путин встречался с большой группой зарубежных специалистов по России и заявил им ясно и четко: "Нет, я не собираюсь участвовать в президентских выборах в 2008 году. Нет, мы не собираемся вносить поправки в Конституцию". Это важные слова, так как по мере приближения 2008 года хозяин Кремля демонстрирует все меньше уверенности в том, что ограничится двумя президентскими сроками. Когда месяц назад Путин заявил, что, может быть, он и не прочь избираться в третий раз, но Конституция не разрешает, многие решили, что кремлевские готовы внести изменения в Основной закон. Теперь, как видим, данный сценарий оказался невостребованным.
Но это совсем не означает, что Путин намерен уйти из власти. Во-первых, он не исключил, что президентский пост займет кто-то из его коллег. Во-вторых, нынешний глава государства вовсе не намерен уходить из политической жизни. "Надеюсь, что мои знания и опыт будут востребованы российским народом и это также будет определенным фактором стабильности", – подчеркнул он.
Понятно, что политический отставник никак не может гарантировать стабильность. Похоже, Путину глянулась роль российского Дэн Сяопина, неформального лидера нации. Напомню, что в какой-то момент этот выдающийся реформатор освободил все партийные и государственные должности, но продолжал оставаться непререкаемым лидером Китая. Нельзя исключать, что в скором времени специально для Путина придумают некий неформальный пост "отца нации", который позволит ему сохранять власть бесконечно долго. И такой проект должен быть запущен не в 2008 году, а гораздо раньше.
До парламентских выборов еще два года, до президентских – и того больше, но в последние недели Кремль ведет себя так, словно в стране вовсю идет избирательная кампания. Программные речи Путина о необходимости "инвестировать в человека" выглядят чистой предвыборной пропагандой. На разваленное вконец здравоохранение, образование, а также на жилищное строительство и помощь селу власть с трудом оторвала от себя аж 115 миллиардов рублей. Эксперты в один голос утверждают: чтобы только начать решать проблемы этих отраслей, необходима сумма раз в пять больше. Но Кремль, создавший коррумпированное и неэффективное государство, отдает себе отчет в том, что эти деньги просто исчезнут. Их необходимо тратить на серьезные реформы, а израсходованы они будут на то, чтобы поддерживать давно отжившие организационные структуры. Так что популистские жесты Путина не рассчитаны на долгий срок, а призваны укрепить авторитет президента именно сейчас.
О том, что власти в скором времени понадобится поддержка населения, свидетельствует и ее необычайная активность в подготовке выборов в Мосгордуму. С целью оказать влияние на выбор москвичей задействована тяжелая артиллерия: список "Единой России" возглавил сам мэр, а Борис Грызлов взял повышенные обязательства и пообещал, что в Мосгордуму будут избраны только "единороссы". Зачищать политическое пространство так тщательно необходимо только в ситуации, когда власти требуется "единодушная поддержка".
Не стоит гадать, как именно планируется увековечить путинскую власть, и как именно будет именоваться его должность. Ясно одно: для реализации этих замыслов потребуется демонстрация народного одобрения в виде референдума или плебисцита. Неслучайно Путин и окружение так зациклились на опасности "оранжевой революции": они прекрасно понимают, что любой протест может сломать их сценарий. Теперь митинги, акции протеста, участие в выборах превращаются в своего рода смотр сил. Сегодня следует показать, что хотя бы часть россиян не собирается играть роль статистов в задуманном политическом спектакле.