В России полностью уничтожена конкурентная политическая система. В России доступ в политическое пространство получают только те политические деятели и организации, которые прошли в Кремле проверку на благонадежность. Те же, кто вызывают у идеологических чиновников хоть малейшие сомнения в своей лояльности, вычеркиваются из политического процесса: их либо вовсе не допускают до выборов, либо не позволяют добиться удовлетворительного результата с помощью административного ресурса, подконтрольных СМИ, а при необходимости — и прямого вмешательства в избирательный процесс. В России больше нет электорально значимых независимых СМИ — все федеральные телеканалы находятся в прямом идеологическом подчинении у Администрации Президента. Это означает, что невозможна никакая свободная предвыборная агитация. Российская судебная система больше не стоит на страже избирательного законодательства. Она, создавая видимость служения Закону, на деле является послушным инструментом в руках исполнительной власти.
Именно в таких условиях 2-го марта 2008 года в России проводились президентские выборы.
Следовательно, эти выборы ни в коем случае не могут быть признаны свободными
Выборы 2-го марта прошли с огромным количеством нарушений и фальсификаций, что зафиксировано многочисленными наблюдателями, как от российских, так и от международных общественных организаций. Прямые вбросы избирательных бюллетеней, их подделка, отказ в допуске наблюдателей на избирательные участки стали повсеместной практикой.
Следовательно, эти выборы ни в коем случае не могут быть признаны честными
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что при проведении президентских выборов в России был нарушен базовый демократический принцип — принцип свободного волеизъявления граждан.
Развитие в России кризисных явлений, неизбежное при продолжении нынешнего монопольно-паразитического курса правящей группировки, заставит россиян вспомнить о проблемах с легитимностью власти. Единственный способ избежать катастрофических последствий будущего кризиса в нашей стране — восстановить попранные права и свободы граждан, отменить цензуру, воссоздать конкурентное политическое пространство, провести свободные и честные выборы. Мы призываем власти предпринять конкретные шаги в этом направлении. Если этого не будет сделано, ответственность за последующее кризисное развитие событий в нашей стране целиком ляжет на Кремль и Белый дом.
Н. Белых, председатель федерального политсовета СПС
Д. Билунов, исполнительный директор ОГФ
Г. Каспаров, председатель ОГФ
О. Курносова, председатель Санкт-Петербургского отделения ОГФ
В. Милов, президент Института энергетической политики
Б. Немцов, политик, общественный деятель
Л. Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"
М. Резник, председатель Санкт-Петербургского отделения партии "Яблоко"
А. Рыклин, журналист, главный редактор ЕЖ
Ю. Самодуров, директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова
2. О призыве в вооруженные силы
В России идет очередной призыв в устаревшую, разоренную, морально разлагающуюся и плохо вооруженную армию.
Считается, что призыв в армию необходим для обеспечения обороноспособности страны. В действительности же призыв уже давно нужен только для того, чтобы военное и политическое руководство страны, рапортуя о неуклонном росте боевой готовности и мощи армии и флота, продолжало осваивать постоянно растущие военные бюджеты.
Уменьшение срока службы до одного года не решает ни одну из ключевых проблем армии. Во-первых, никуда не исчезнет дедовщина. Во-вторых, не решается проблема комплектования армии и флота личным составом. При сохранении нынешней структуры и численности вооруженных сил ежегодно в армию должно быть призвано не менее 700 тысяч 18-летних молодых мужчин. Уже в будущем году в России будет всего немногим более 800 тысяч молодых людей в этом возрасте. При этом каждый год около трети всех призывников признаются негодными к службе, а около половины имеют ограничения по состоянию здоровья. Таким образом, даже при полной отмене всех социальных отсрочек призыв не позволяет обеспечить вооруженные силы в их нынешнем виде личным составом. В-третьих, продолжение призыва в нынешнем виде будет означать разрушение системы образования.
Мы, участники российского демократического движения, требуем от государственной власти немедленного проведения военной реформы:
Оптимизации структуры и сокращения численности вооруженных сил. Армия должна быть небольшой, мобильной, хорошо оснащенной, комфортной для военнослужащих. Солдат — это гражданин страны, его жизнь и здоровье надо ценить и охранять.
Отмены всеобщей воинской повинности и перехода к профессиональной контрактной армии в кратчайшие сроки, формирования необходимого военнообученного резерва при помощи обучения молодых людей и девушек военным специальностям без отрыва их от дома и учебы, без лишения свободы и изоляции в казармах — в форме вечерних курсов. Военные сборы в казармах должны продолжаться не более 2 месяцев. Воинские части должны формироваться на добровольной основе по контракту из числа прошедших курсы и получивших воинскую специальность. При переходе на контрактный принцип формирования армии преимущество должно быть отдано созданию новых боевых частей параллельно существующим, чтобы очистить эти части от традиций прошлого: дедовщины, коррупции, воровства.
Повышения размера денежного довольствия военнослужащим-контрактникам до уровня, на 20 процентов превышающего размер средней зарплаты по России.
Предоставления военнослужащим-контрактникам после 2 лет службы возможности получить высшее образование за счет государства.
Предоставления военнослужащим-контрактникам жилья в рассрочку, а после 10 лет службы — передачи жилья в собственность контрактника.
Изменения п. 1 ст. 34 ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" — установления того, что военнослужащие по призыву вправе заключать контракт о прохождении службы по контракту только после увольнения в связи с окончанием срока службы по призыву.
Создания системы гражданского контроля над вооруженными силами. Открытость и прозрачность нужна как в части обеспечения законности и правопорядка в армии, так и в системе закупок вооружения. Необходимо отказаться от закрытых и поэтому коррумпированных схем поставок оружия, от монополизма. Необходимо обеспечить открытость военного бюджета по всем статьям, кроме новых видов вооружения и секретных разработок. Военный бюджет и порядок закупок вооружений, построенный на принципах открытой и честной конкуренции, должен быть опубликован в Интернете.
Российская армия может стать эффективной, боеспособной и престижной, только если она будет перевооружена, сформирована на профессиональной, контрактной основе, будут обеспечены достойные условия службы и размер оплаты труда военнослужащих, если армия станет открытой и будет контролироваться гражданским обществом.
Добиться реформирования армии на этих принципах — одна из главных задач российского демократического движения.
Н. Белых, председатель федерального политсовета СПС
Д. Билунов, исполнительный директор ОГФ
Г. Каспаров, председатель ОГФ
О. Курносова, председатель Санкт-Петербургского отделения ОГФ
В. Милов, президент Института энергетической политики
Б. Немцов, политик, общественный деятель
Л. Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"
М. Резник, председатель Санкт-Петербургского отделения партии "Яблоко"
А. Рыклин, журналист, главный редактор ЕЖ
Ю. Самодуров, директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова
Каспаров.Ru, 01.05.08.