Сергей Шойгу теряет вес в элитах. Уголовное дело Тимура Иванова буквально смыло Шойгу и его команду из министерства обороны. Допросы Цаликова и Шевцовой, которым Шойгу не смог помочь, не позволили Шойгу сформировать свою команду в Совбезе. Экс-министр не получил мандат на кадровые решения; весь аппарат Совбеза по прежнему составляют люди Патрушева. Плюс серьезные интриги со стороны Медведева,который впервые позволяет давать поручения секретарю Совбеза (раньше были только просьбы). И,наконец, дело генерала армии Булгакова, которого два последних года защищало имя Шойгу, окончательно обеспечило падение секретаря Совбеза. Буквально все ожидают,что осенью Шойгу окончательно подаст в отставку и будет пребывать под домашним арестом.

 

Это классическая проблема византийской деспотии. Попав в систему, ты не можешь из нее уйти. Выбор небогатый - или до смерти цепляться за кресло, или в тюрьму. При очень удачном стечении обстоятельств - бегство за рубеж. При очень неудачном - кувыркающийся самолет, неловкое падение в водопад или тому подобные неприятности.

Причина такого положения вещей - в неразделимом понятии власть/собственность. Ты не можешь получить собственность иначе, чем через власть, но и защитить ее можешь только находясь в системе. Право собственности, защищенное законом, в Византии отсутствует. Утрата кресла или падение с Олимпа с последующим изгнанием из системы в опалу означает, что окружающие хищники порвут на куски твою собственность и растащут по своим норам. Чтобы затем всё то же самое повторилось уже с ними.

Поэтому в византийской деспотии нет социальной мобильности. Любое перемещение по вертикали или по горизонтали немедленно рассматривается с точки зрения возможности отхватить кусок, а добровольный выход из системы даже не предусмотрен.

Нет смысла описывать весь процесс - он, в общем-то, известен и понятен. Чай, все в России живем, всё перед глазами. В основе лежит природа власти и собственности. Разрешить эту проблему можно только одним способом - разделить их. Однако стоит понимать, что указом президента или законом парламента, а хоть бы и конституционной статьей это не решается. Здесь нужно создавать механизмы, жестко пресекающие хозяйственную деятельность государственных служащих и политиков с одной стороны, но при этом эти же механизмы должны защищать право собственности в том числе и от государства. И в первую очередь от него, так как в России государство - не только террорист, но и бандит и рэкетир.

Тотальное неуважение к частным правам - визитная карточка российского государства. Без смены этой парадигмы ситуация будет воспроизводиться постоянно, какую бы беспощадную борьбу не проводили бы власти с "негативными явлениями", хотя по правде говоря, эта борьба носит в основном имитационный характер.

Права человека должны быть выделены в отдельный документ уровня основного закона, иметь собственные механизмы защиты, отдельные от всех остальных. Что, безусловно, ограничит государство в его праве на неограниченное насилие по отношению к человеку. В условиях нынешнего режима это невозможно, он не может пойти на самоограничение, но после его краха появится развилка, которую нужно будет осмыслить и решить - строить ли человеческое общество или снова свернуть на путь строительства фашизма в нашей стране.

Шойгу при этом чисто по-человечески абсолютно не жаль - на нем ставить пробы негде. Но в данном случае речь не о нем вообще, а о сути проблемы.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены