Ничто не ново под луной. Нюансы, обстоятельства, даты, фамилии - вот это, конечно, различается. А суть - одна.

Вот вам такая история.

Жила-была одна империя. Конечно, с несменяемым вождем - куда же без него! Правда, в итоге он все же сменился через падение с шезлонга. Но избранный курс продолжался.
Раз империя, значит, и колониальные войны. Впрочем, тамошняя пропаганда называла все это иначе, диктатор изобрел термин со словом "мир". "Лузитанский мир", если что.

Иногда отправляли солдат буквально на край света. Оттуда, конечно, текли какие-то богатства, которые тратились в основном на продолжение войн и на мощную политическую полицию.

А еще оттуда текли гробы. Местные жители не очень хотели принадлежать к "миру" - и предпочитали браться за оружие. Какие неблагодарные, право слово!

А жители ядра "мира", которые пообразованнее, предпочитали куда-нибудь релоцироваться. Подальше от такого духовного "лузитанского мира", поближе к бездуховным демократиям.

Демократию диктатор откровенно не любил. "Если демократия означает равнение на низы и отказ от признания неравенства людей; если она пребывает в убеждении, что власть исходит от масс, что править - это дело масс, а не элиты, то я рассматриваю демократию как фикцию", - писал он. В общем, обыкновенный толпо-элитист, мы таких рассуждений от всяческих "политологов" и "философов" накушались предостаточно.

Антониу Салазар, диктатор Португалии с 1932 по 1968 гг.

Правда, тут надо заметить: это был один из самых образованных диктаторов, не чета некоторым другим. Экономист. Финансист. Но строительство "мира" привело лишь к идее экономии и бережливости. Сырье отправляли за рубеж, покупали промышленную продукцию на вырученное, и вкладывались в войны. А народ жил плохо. Сельские жители были почти полностью неграмотными - это не Россия до 1917-го, это - Западная Европа, вторая половина ХХ века. Добавим нищету, болезни и репрессии - вот она, картина "мира" без демократии.

А еще - бегство капитала. Ну, эту проблему преемник решил достойно - просто запретил публиковать статистику.

Все происходящее не могло не возмутить даже армию - в конце концов, а кому приходится рисковать во имя "мира"? Гражданским диктаторам, что ли? А главное - а зачем?
Нашлись и вожаки. Одного из них убили, но как убьешь реальный взгляд на положение вещей?

В общем, нашлись не только младшие офицеры, но и генералы, которые понимали, что к чему и что за чем последует. Один из них был фактическим руководителем одной из колоний, где шла война.

"Желать выиграть партизанскую войну путём военного решения — значит заранее признать поражение, если только нет неограниченных возможностей продолжать её бесконечно, превращая её в учреждение. Таково ли наше положение? Конечно, нет", - писал он в своей книге о будущем страны, которая вызвала немалое смятение в обществе. Впрочем, генерал был весьма умеренным, желал все-таки каким-то образом сохранить колонии, это его впоследствии и подвело.

Генерал Антониу ди Спинола, первый лидер Португалии после диктатуры

А помимо реформаторски настроенных генералов были и младшие офицеры - вот в их среде распространялись самые радикальные идеи, порой - и коммунистические. Что поделаешь, "обратная повестка": если диктатор ненавидит коммунистов, а мы ненавидим диктатора, значит... Не обязательно значит, конечно, - но хорошо о том рассуждать задним умом, по прошествии полувека.

А тогда молодежь хотела действий.

Заговор (отнюдь не теоретический) зрел долго. Между прочим, дата революции была бы другой - но политическая полиция все-таки вышла на след. И тогда появился секретный циркуляр для заговорщиков: "Между 00 часов 00 минут и 01 часом 00 минут 25 апреля по радиостанции "Ренашенса" диктор зачитает первую строфу песни "Грандула, вила морена" *), затем эта песня должна быть передана в исполнении её автора... Сигнал полностью подтверждает начало военной операции, которая с этого момента обретает необратимый характер....Время операции: 03 часа 00 минут 25 апреля 1974 года. Пароль "Мужество", отзыв "За победу"".

Впрочем, на быструю победу переворота они не рассчитывали.

Пожалуй, на конкретных деталях операции останавливаться не стану. Просто скажу: а может, хватит прославлять декабристов, действовавших по принципу "Никогда так не делай!" - и про***ших все на свете?

Может, лучше посмотреть: а вот, оказывается, на Земле есть не только Россия, а кто-то еще. И где-то какое-то освободительное и правильное движение побеждает. И это - не что-то такое от нас далекое, непонятное и экзотическое, а точно такие люди - земшарцы по национальности.

В общем, действовали молодые офицеры решительно. При этом сразу же после заявления о перевороте они были поддержаны народом, вышедшим на улицы встречать восставших военных. Тогда и появилось это название - "революция гвоздик". Еще не был арестован преемник, еще сопротивлялась политическая полиция (вот там открыли огонь по народу, и были жертвы), но люди уже скандировали "Победа!" А командиров, приказывавших выступить против переворота, арестовывали их подчиненные.

 

Жители Лиссабона встречают восставших военных, утро 25 апреля 1974 года

Кстати, преемник ушел, оставаясь собой. "Я знаю, что уже не руковожу страной, и всё же надеюсь, что со мной будут обращаться достойно. К тому же, я хотел бы передать власть какому-либо генералу, чтобы она не попала в руки черни", - заявил он. Вот так они относились к тем, кто равен им в жизни и в смерти.

Впрочем, генералу власть как раз и передали. Тому самому, автору книги о невозможности победы в колониальной войне. Правда, правил он недолго, поскольку из двигателя революции стал ее тормозом - такое случается часто. Зато спокойно дожил до преклонных лет.

С диктатором-преемником поступили гуманно: его выслали из страны, и еще долго длилась его полемика с другими первыми лицами режима - кто все-таки ответственен за падение режима?

С колониальными войнами было покончено. Правда, в ряде новых стран мир не наступил - там жестоко дрались прежние борцы с колониализмом. Но это уже другие истории.

Дальше было много всего. И трудности первых лет демократии. И вступление страны в ЕЭС. И смена правительств... И недопущение прихода к власти коммунистов.

Примерно через четверть века после революции правитель одной крупной северной державы заявил, что хочет догнать эту революционную страну. Надо сказать, что вот тут свое обещание он сдержал, хотя и своеобразно: догнать-то за следующую четверть века догнали, только в варианте до 1974-го...

Ну, а сегодня - хороший повод вспомнить те события в провинции Земшарии, именуемой Португалией. И хороший повод для размышлений.

*) Песня "Грандула" посвящена расстрелу забастовки батраков в одноименном поселке, при диктаторах она была запрещена.

Егор Седов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены