Изысканный жираф да наше всё оттуда – вот и вся реакция россиян на события в Республике Чад. Которые уже и завершились. Предводитель бунта Яя Дилло убит. Президент Махамат Деби доказал силу. Всё так, и на российскую жизнь Чад сейчас особо не влияет. Однако стоит присмотреться – хотя бы потому, что влиял прежде. Не жираф и не Пушкин должны символизировать для нас эту африканскую страну. И даже не правящая ныне династия Деби. Был другой человек. Могучий ускоритель советской перестройки.

Но вначале о сегодняшнем.

Официальный статус Махамата Деби – переходный президент Чада. Просто президентом он станет 6 мая. На эту дату назначена электоральная процедура. До октября позапрошлого года Деби возглавлял Переходный военный совет. Власть к нему перешла в апреле 2021-го. Когда президент Идрис Деби-старший, властвовавший три десятилетия, погиб в бою с повстанцами."Однажды вы скажете: “Деби мёртв”. Но никогда: “Деби сбежал”", – предупреждал покойный. И сдержал слово. Представим Путина, командующего карателями на Брянщине и получающего маслину от Русского добровольческого корпуса…

Идрис Деби

Правящая партия Чада – МПС, Движение патриотического спасения (при создании тридцать пять лет назад называлось "Движение 1 апреля", хотя и тогда с Деби были шутки плохи). Партия типа "Единый Чад", только посерьёзней "вЕдРа". По-настоящему националистическая, с претензиями на возглавление общества. Формально политическая система в Чаде многопартийна. Партий пара десятков, большинство левые. Есть даже марксистско-ленинская и сталинистская. Своё место знают, на власть не претендуют. Если получают предложения, то не отказываются. К примеру, нынешний премьер-министр Сюксес Масра возглавляет как бы оппозиционную партию "Трансформаторы".

Реально несогласные чадцы идут не в парламентскую оппозицию. И не обязательно в исламистское подполье "Боко Харам". Есть Союз сил за демократию и развитие (ЮФДД), Союз сил сопротивления (ЮФР), Военный командный совет спасения республики (ККМСР),Фронт за перемены и согласие в Чаде (ФАКТ). Бойцы ФАКТа как раз и застрелили старшего Деби. Во имя перемен и согласия.

Некоторое исключение составляла Социалистическая партия без границ (ПСФ). Идеологически – левая социал-демократия. Политически – антикоррупционность и антибюрократизм. Яростно критиковала правящую верхушку, номенклатурную вертикаль и чиновный произвол, вскрывала схемы хищений. Лидером ПСФ и был Яя Дилло.

Яя Дилло

Кузен Махамата Деби (семейные связи тут сложны, практикующий мусульманин Деби-старший имел четырёх официальных жён). Инженер по телекоммуникациям с канадским образованием. Бывший министр горнодобычи в кабинете Идриса Деби. Политически Яя Дилло начинал в МПС. Потом откололся, сформировал в соседнем Судане вооружённый отряд с целью свержения родственников. Потом примирился с ними. Потом опять жёстко конфликтовал. Даже подозревался в донатах на ФАКТ. Особенно обличал первую леди Хинду – старшую жену старшего Деби, распорядительницу благотворительных фондов. Крупный скандал вызвали разоблачения нецелевых трат Хинды по линии фонда борьбы с ковидом.

Три года назад дом Яя Дилло штурмовали правительственные танки. Убили его мать и сына, ранили сестру, но самого не застали. Вольные африканские нравы позволяли Дилло оставаться публичным оппозиционным политиком. Тому способствовали и клановые хитросплетения. Влиятельный Салех Деби, младший брат покойного Идриса и дядя здравствующего Махамата, разделял недовольство племянником. Клан вообще пошёл трещинами с тех пор, как не стало Идриса. Отцу-основателю не смели перечить ни в чём. Махамата попытались опутать коллегиальными ограничениями. Его это не устраивало. Не имея отцовского авторитета, он берётся, однако, напоминать про отцовский нрав. Что ж, семейные ценности…

В середине февраля Салех Деби декларировал присоединение к ПСФ. Это прозвучало серьёзным вызовом. В преддверии майских выборов силовое столкновение стало неминуемым.

Началось 19 февраля: в чадской столице Нджамене (на местном наречии: "Оставьте нас в покое") обстреляли председателя Верховного суда. Покушение не удалось (вместо чадца Аннура через четыре дня умер его российский коллега Лебедев). Власти обвинили в теракте Соцпартию без границ. Для начала не самого Дилло, но ближайшего сподвижника Абакара Тораби.

Дилло категорически отверг обвинение: фейк, инсценировка, провокация. Вполне вероятно. Последствия такой акции – при любом исходе, даже успешном – были совершенно очевидны и для оппозиции нерадостны.

27 февраля сотрудники чадского ГБ – Агентства национальной безопасности (АНС) повязали Тораби на улице. С крупным замесом и стрельбой. Тораби был ранен и доставлен в закрытый госпиталь. Спасать товарища примчался партийный Дилло со своей вооружённой поддержкой. Тораби отконвоировали в офис АНС. Социалисты при оружии явились и туда.

В результате власти задокументировали вооружённое нападение на органы госбезопасности. Что, похоже, и требовалось. На следующий день силовики Деби массированно атаковали штаб-квартиру ПСФ. Отмечались спорадические попытки контрударов по правительственным объектам, даже с участием военных. Но соотношение сил не оставляло оппозиционерам шансов. Жёсткое подавление уложилось в несколько часов 28 февраля. Яя Дилло до последнего продолжал отстукивать посты в Фейсбуке. Последняя запись: "Мы окружены".

Войска на улицах столицы Чада, 27.02.2024

Вместе с ним убиты десятки людей. Десятки ранены. Десятки арестованы, среди них Салех Деби. Голосование 6 мая ожидается теперь спокойным. Почти как российское 17 марта. Но снова бросается в глаза чрезвычайная толерантность оппозиции в РФ. Сравнить хоть с Европой прошлого века, хоть с Африкой века нынешнего.

"Народ Чада не должен волноваться из-за семейного соперничества внутри клана, правящего более тридцати лет", – сказал чадский системный оппозиционер Брис Мбаймон. Ну, да "кремлёвский проект", слыхали... Иначе выступил повстанческий ФАКТ: "В звериной жестокости к инакомыслию Махамат Деби продолжает своего отца. Отдаём должное мужеству товарища Яя Дилло. Соболезнуем родным погибших". Опять же, сравнимо с выступлениями русских добровольческих формирований после смерти Навального.

За месяц до нджаменской драмы Деби побывал в Москве. "Мы внимательно следим и за ситуацией, которая складывается в вашей стране, – сказал Путин чадскому коллеге. – С большой тревогой следили за террористическими вылазками, за тем, что произошло с вашим отцом. Рады, что вам удаётся стабилизировать ситуацию. Будем всячески этому содействовать". Очередной пример классовой солидарности номенклатуры. Особенно развитой в отношениях Кремля с африканскими режимами. Правда, именно Деби в путинском содействии особо не нуждается.

Путин и Махамат Деби, янв. 2024

Чадский режим не относится к ближайшим союзникам Москвы. Диктатура Деби-старшего позиционировалась как стратегический партнёр Запада, форпост против "Боко Харам". Недаром аналитики полагали, что приход к власти Яя Дилло – безотносительно к его идеям и намерениям – объективно на пользу Кремлю. Переворотное происхождение толкало бы в шеренгу прокремлёвских "сахельских хунт". Но официальная версия мятежа, скорей всего, ложна. Дилло и его партия ставили на легитимность, рассчитывали на выборы. И ещё раз доказали: такие режимы на выборах не сменяются. Даже с российскими надеждами обошлись гуманнее, чем с чадскими.

Сменяются такие режимы по-другому. Как раз история Чада ярко о том свидетельствует.

Выборы в Республике Чад (2021)

Никому не надо объяснять, кто такие афганские моджахеды, никарагуанские контрас, ангольские унитовцы. А вот чадские Вооружённые силы Севера (ФАН) известны гораздо меньше. Это неправильно. Ибо – заслужили знание.

Чад 1980-х тоже был горячим фронтом Холодной войны. В конце 1970-х там обозначился успех советского лагеря. Хотя более косвенно, чем в Эфиопии, Анголе, Мозамбике. Пало профранцузское правительство, опиравшееся на южные регионы. К власти пришёл левоориентированный северянин Гукуни Уэддей. Тесно связанный с Муаммаром Каддафи. Ливийский же диктатор на том этапе был близким союзником СССР. Казалось, посреди Африки громоздится ещё одно "государство соцориентации".

Но против Уэддея выступил другой северянин – Хиссен Хабре. Из монументальных фигур Чёрного континента. Выходец из глубинного народа, в юности сахарский пастух. Потом французское политологическое образование сделало его леваком-чегеваристом. Харизматический вожак северной бедноты, прирождённый партизанский команданте вроде Жонаша Савимби, сколотил ФАН и развернулся против прежнего союзника Уэддея. Поскольку Уэддей связался с Каддафи и пользовался советской поддержкой, Хабре выступал с прозападных позиций. Хотя социально оставался левым популистом. С тягой к мести надменным богатым южанам.

Первоначально отступив в дружественный ему Судан, Хиссен собрал земляков-боевиков организовал ФАН в армейском формате и двинул на родину знакомой песчаной дорогой. В июне 1982 года армия Хабре изгнала Уэддея из Нджамены. В следующие пять лет ФАН разгромили и разогнали по Сахаре войска Каддафи. (Советский агитпроп называл их "ливийские элементы поддержки" – вроде "ограниченного контингента" в Афганистане). Африканские расклады сильно переменились. Были обломаны континентальные амбиции Каддафи. Забуксовало и советско-коммунистическое проникновение на Чёрный континент.

Хиссен Хабре

Режим Хабре был чрезвычайно жесток. "Африканским Пиночетом" Хиссена прозвали зря – дон Аугусто до него далеко-далеко не дотягивал. Десятки тысяч убитых, сотни тысяч репрессированных в пятимиллионной тогда (сейчас пятнадцатимиллионной) стране. Массовые расправы, бессудные казни и пытки. Всё это – не наветы. Кстати, немалую часть этих деяний совершил Идрис Деби, в то время – близкий сподвижник Хиссена Хабре.

Тогдашняя спецслужба ДДС – Директорат документации и безопасности – не чета нынешнему АНС. Чёткая оперативность, реальная всепроникаемость, фанатичная верность своему великому боссу. Непременная "клятва трёх обезьян": не увижу, не услышу, не скажу. Кадры комплектовались из родни, земляков-тубу и лучших бойцов ФАН. Оперативными разработками и тюремными порядками Хабре не брезговал заниматься лично. Враг обозначался тремя мишенями: каддафизм, фундаментализм, коммунизм.

Именно при Хабре сложились Чад как единая страна и современная чадская нация. "Хиссен Хабре – спаситель, освободитель, посланник мира!" Этот лозунг партии ЮНИР – Национальный союз за независимость и революцию – возник не на ровном месте. "А ничего себе этот парень, который разбил нос Каддафи", – по-доброму отзывался Рональд Рейган об "афроПиночете". Этот разбитый нос произвёл мощный эффект. Чадский разгром каддафистов, оснащённых советским оружием, побудил кое-кого серьёзно задуматься над состоянием советского ВПК (параллельно израильтяне разнесли по ливанским кочкам аналогично вооружённых арафатовцев). Это тоже стало толчком к горбачёвской Перестройке. Так Хиссен Хабре вошёл и в нашу историю.

Хиссен Хабре и Рональд Рейган

Подвело, как водится, головокружение от успехов. Если бы Хабре умер году в 1988-м, сразу после победы над Каддафи, то наверняка бы запомнился как однозначно плюсовой персонаж. Но у единоличной власти свои неодолимые законы. Начались поиски заговоров, расправы над своими… Один из этих своих успел бежать в Судан. И в конце 1980-х сделал ровно то же, что Хабре в начале десятилетия: собрал армию и с боями пришёл в Нджамену. Звали его, разумеется, Идрис Деби.

Когда сменились эпохи, и Хабре с его окружением привлекли по тяжким уголовным статьям, попал на скамью подсудимых первый директор ДДС Салех Юнус."Вы не вправе нас судить, – презрительно бросил он. – Ибо если бы не мы, не было бы и вас. Чад существует благодаря людям, сражавшимся против Ливии". Приговорили к пожизненному. Почти сразу отпустили вчистую. Уж кто-кто, но Деби-старший точно знал верность этих слов.

С самим Хабре вышло строже. Он своё пожизненное реально отбыл по приговору Африканского спецтрибунала в Сенегале. Умер в статусе заключённого. От ковида в 2021 году.

Есть в современном Чаде Ассоциация жертв режима Хиссена Хабре. Но есть и Ассоциация защиты жертв ливийской агрессии на севере Чада. Для первых Хабре – диктатор-палач. Для вторых – спаситель-освободитель. Те и другие правы.

Гукуни Уэддей, Хиссен Хабре, Идрис Деби, Махамат Деби… Никто из них не может проиграть выборы. Никого из них нельзя устранить мирным протестом. Глубинна мудрость народная: "Абрека побеждает только другой абрек".

Повстанческое движение ЮФДД воюет против режима Деби с 2006 года. Здесь просматривается прямая традиция Хабре: Махамат Нури – соратник и родственник Хиссена. Такие товарищи – обычно хорошие бойцы против чужих диктатур. ФАКТ появился позднее, отколом от ЮФДД в 2016 году. Вокруг ФАКТа более-менее консолидировались остальные, прежде всего ЮФДД и ЮФР. Лидер Махамат Махди Али по возрасту не участвовал напрямую в делах 1980-х. Зато фактовцы вдоволь поучаствовали в ливийских разборках. Например, на стороне автономистов Мисураты против генерала Хафтара – союзника Кремля и "Вагнера". О чём-то это уже говорит.

Антидиктаторская вооружённая оппозиция движется теперь в Чад не из Судана, а из Ливии. Меняются же времена, иногда до парадоксов. Но сохраняется главное."Освободительная война будет доведена до конца. До конца режима Деби" (ФАКТ, Ливия – Чад). "Путин должен будет покинуть Кремль. Вперёд ногами. Тогда война будет закончена" (ЛСР, Украина – Россия).

Степан Саглинин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter