Динамика российского рубля в начале этого года совершенно определенно указывает на проблемы с российским экспортом. Обычно первый квартал года для рубля всегда позитивен, т.к. выручка от экспорта в нем в среднем соответствует другим кварталам года, в то время как импорт товаров и услуг в первом квартале в силу сезонности очень низкий. В результате, благодаря существенному превышению притока экспортной валютной выручки по сравнению с оттоком валюты на покупку импорта, рубль обычно укреплялся.
Однако в этом году рубль в январе демонстрирует ослабление даже несмотря на рекордные объемы продажи валюты центральным банком, призванных продемонстрировать силу национальной валюты перед выборами Путина. А ведь выборы состоятся только в середине марта, а значит для бессмысленной операции по удержанию курса рубля перед выборами будет сожжен еще не один миллиард долларов из стремительно скудеющих ресурсов ФНБ.
Причина слабости рубля очевидна – это ужесточение санкционной политики США в отношении российской нефтяной логистики, что признал и сам российский банковский регулятор, отметив, что "декабрьские санкции США осложнили расчеты со многими странами". Дополнительное давление на российский экспорт оказывает падение цен на основные российские экспортные товары, в первую очередь нефть и газ, рыночные цены на которые вернулись к уровням середины 2021 г. Цены на энергетический уголь в мире также вернулись к аналогичным уровням.
При этом российские экспортеры не видят и этих цен: с учетом скидок, эмбарго на нефть и уголь, потолков цен, резко возросших расходов на логистику, падения объемов экспорта газа и получения экспортной выручки в различного рода квазиденьгах и ракушках, Россия сейчас получает существенно меньше, чем в 2021 г. И дальше будет только хуже. Санкции продолжат усиливаться, в Европе и США уже установилась теплая и ветреная (на радость ветрякам) весенняя погода, оказывающая давление на рынки газа и угля. А к концу этой недели весеннее потепление должно прийти и в Китай, что лишь усилит давление на спрос на газ и уголь и, соответственно, их цены. Помимо этого, в нынешнем году будет введено не менее 550 ГВт мощностей ВИЭ.
Еще совсем недавно российская пропаганда смеялась над США, которые поддержали Европу в 2022 г. продажей нефти из своих стратегических резервов, предсказывая, что Америка еще долгие годы не сможет их восстановить. Однако американские власти сейчас успешно закупают нефть обратно в резервы, законтрактовав покупку уже более 20 млн барр., поддерживая национальную нефтедобычу во время снижения цен. В результате США зарабатывают хорошую прибыль на разнице цен между продажей нефти из резервов в 2022 г., и покупкой сейчас, и стимулируют дальнейшее наращивание в стране нефтедобычи, сводя на нет попытки ОПЕК+ подтолкнуть нефтяные цены вверх.
Успешные атаки ВСУ на российскую нефтегазовую инфраструктуру существенно усугубляют и так не простое положение российской экономики, страдающей не только от санкций и слабой внешней конъюнктуры, но и от выхода из строя иностранного оборудования, которое теперь нечем заменить. Вероятно, Украина получила добро на атаки российской нефтегазовой инфраструктуры после того, как несмотря на все усилия ОПЕК+, мировые цены на нефть вернулись к комфортным для мировой экономики уровням 2021 г.
Предположу, что России вряд ли удастся защитить свою нефтегазовую инфраструктуру от налетов беспилотников, т.к. ее полноценная защита потребует огромных ресурсов (которых у России нет) из-за большой площади страны и масштабов самой инфраструктуры, а также такого уровня организации обороны, на который коррумпированная российская бюрократия в принципе не способна.
При этом цена беспилотников настолько мала по сравнению с объемом ущерба, который они наносят, что Украина вряд ли вдруг решит отказаться от этой практики. А ведь есть еще есть другие промышленные и инфраструктурные объекты, которые можно атаковать, электроэнергетика и т.д. Хотя пока российские энергетики успешно справляются с задачей и без украинских атак.
Издержки войны все более тяжелым грузом ложатся на российскую экономику и ее граждан. И эта тенденция будет лишь нарастать. Поддержка российского рубля после выборов закончится, и его ждет неизбежная девальвация, со всеми вытекающими последствиями в виде высокой инфляции и жесткой денежной политикой российского ЦБ.
Несмотря на все сложности, которые пытался учинить Орбан под руководством Кремля, Европа приняла четырехлетнюю программу поддержки Украины в размере €50 млрд, а объем выделяемых Европой в этом году денег на поддержку ВСУ сопоставим с расходами за два предыдущих года. Я по-прежнему уверен в том, что и США примут свой пакет военной поддержки Украины, благодаря чему Украина будет обеспечена военными ресурсами для защиты от России как минимум еще на полтора-два года.
Учитывая стремительное ослабление России, вряд ли Трамп, если он все же выиграет выборы, будет выполнять то, о чем он сейчас говорит. Даже такой придурок как он очевидно не пойдет ни на какую сделку с таким ослабленным соперником, как Россия. Слишком велик будет соблазн не только продолжить поддержку Украины, но и усилить ее, чтобы приписать потом победу в войне над Россией себе.
Так что пока что все выглядит именно так, как я и предполагал ранее, что 2024 г. будет для России очень тяжелым, а перспективы России за пределами текущего года вообще не просматриваются.
! Орфография и стилистика автора сохранены