Попытки предугадывать ход войн будущего, изучая особенности украинского конфликта обречены на провал.

Некоторые факторы - как, скажем, растущий вклад беспилотников и интерактивного управления огнем, выросшую уязвимость крупных боевых кораблей стоит, конечно, учитывать.

Но все же происходящее в Украине уникально и произошло из-за стечения уникальных же обстоятельств, повторение которых в других регионах и на иных театрах военных действий крайне маловероятно.

Прежде всего речь идет о фактическом исключении из уравнения авиации и ее минимальном вкладе в происходящее. С одной стороны, у Киева - этому способствовало сохранение существенной части советского ПВО и оперативные западные поставки новых комплексов. Что, вместе с достаточно компактными размерами страны позволило "закрыть небо" и компенсировать этим превосходящую на порядки мощь ВВС противника.
Самой же Украине использовать авиацию в существенных объемах мешает уже ПВО российское и недостаточное, по крайней мере пока, количество боевых самолетов.

Но фактор ПВО в других конфликтах и в иных условиях предсказуемо будет меньшим, хотя бы потому, что Украина сейчас является одним из лидеров в этом направлении. Нигде больше, возможно за исключением Израиля, небо не закрыто столь плотно и таким количеством разных систем. А значит роль авиации в гипотетических столкновениях других государств окажется на порядок выше. Что, неизбежно, приведет к победе одной из сторон и захвату контроля над небом противника, со всеми вытекающими последствиями.

Закрытое небо и относительный паритет сторон в численности войск и огневой мощи закономерно привел к повторению реалий Первой мировой, с формированием постоянной линии укреплений и сложностью с их преодолением. Однако в обычной ситуации, когда один из противников сразу или по итогам ряда ожесточенных воздушных боев захватывает контроль над небом противника, ни строительство, ни оборона, ни снабжение подобных протяженных укрепленных позиций невозможны. Они просто начнут рассыпаться. Так что предсказывать, что в будущем, на иных континентах, нас ждут инкарнации Вердена или битвы на Сомме достаточно странно.

Ситуация больше похожа на последствия ирано-иракской войны, когда после долгого, ожесточенного и такого же уникального по своим обстоятельствам, преимуществам и недостаткам сторон конфликта Саддам Хусейн поверил, что и будущие войны для Ирака будут продолжением прошлой и можно будет их вести по тем же правилам, как и с иранцами. Опираясь на бронетанковые части, укрепления и относительно-подготовленную пехоту.

В итоге рискнув ввязаться в прямое противостояние с западной коалицией, где ему наглядно объяснили, что опыт иранской войны не значит ничего. Выбив достаточно серьезные иракские ВВС и ПВО, захватив небо и с воздуха раскатав все пресловутые линии обороны и танковые дивизии.

Для столкновений стран третьего мира в Африке и Азии опыт ожесточенной артиллерийской и окопной войны не даст ничего - с их меньшими ресурсами на подобное просто не хватит сил и все сведется к борьбе маневренных колонн, тачанок, набегам и ожесточенным сражениям за ключевые логистические узлы. С постоянным дефицитом боеприпасов и техники, как главным ограничителем.

В потенциальной войне тяжеловесов, вроде Индии и Пакистана, конфликт быстро сойдет со стадии артиллерийских дуэлей к масштабному воздушному сражению, по итогам которого одна сторона захватит контроль над небом, а другая будет вынуждена грозить применением ядерного оружия.

В потенциальном конфликте условной западной коалиции и любого иного государства так же основная битва произойдет в воздухе с неизбежной победой западной стороны просто по причине тотального превосходства над всеми потенциальными противниками.

И нигде, кроме, возможно, корейского полуострова возможности применения в существенном объеме опыта, полученного от жестокого наземного противостояния в украинских степях применить не удастся.

Что, конечно, не отменяет необходимости следить за происходящим для экспертов и специалистов многих стран, сравнивать эффективность противостояния западных и советских вооружений, изучать пресловутую "революцию дронов" - не забывая, правда, что очень вероятное в ближайшем будущем появление лазерных антидронных систем может резко подорвать эффективность ударов беспилотниками.

Но не стоит забывать, что происходящий конфликт уникален и уроки его другим будут полезны только в очень ограниченной степени.

И что главный урок будет при любом исходе один - никогда не начинать и не пытаться повторить подобное.

Андрей Никулин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены