На вопрос "Какие итоги СВО, по вашему личному мнению, можно будет считать победой для России?" 22% опрошенных затруднились с ответом или отказались отвечать. Остальные результаты социологи распределили на три основные группы: настроенные в поддержку СВО (70%), настроенные на мирные процессы (22%) и "другое" (23%). В третью категорию включены сложные ответы, которые невозможно отнести к какой-либо группе.
Также исследователи привели подробный перечень ответов, которые они отнесли к поддержке "СВО". Самым популярным из них (23%) оказалось определение победы как "присоединение части территорий, закрепление новых территорий" в составе России. Вторым по популярности стал ответ "победа России, полная капитуляция Украины" (13%) и "уничтожение Украины как страны, включение Украины в состав РФ" (9%). По 5% опрошенных упоминали "выполнение всех целей СВО", "уничтожение фашизма" и "мирное соглашение на наших условиях (закрепление за Россией территорий, внеблоковый статус Украины)", 4% готовы считать победой "свержение нынешней власти Украины", а 3% полагают, что для этого нужно "отодвинуть границы НАТО". Столько же респондентов хотят добиться "демобилизации, денационализации Украины".
К числу тех, кто "настроен на мир", социологи отнесли ответы за "мир, чтобы все были живы" (12,1%) и те, где прямо говорилось о "выводе войск, прекращении войны" (5,9%). Правда, во втором случае респонденты не уточняли, до каких границ должны быть выведены войска (для этих людей в первую очередь значим сам факт вывода войск, сохранения жизней). Также в эту группу попали ответы, в которых люди отмечали, что "в такой ситуации нет победы" (4%).
В Russian Field также подчеркивают, что обе группы, как "настроенных на мир", так и "поддерживающих СВО", во многом пересекаются, ведь респонденты были не ограничены в количестве ответов. "В целом это устойчивая группа от исследования к исследованию: люди в целом выражают поддержку, но хотели бы уже завершать, переходить к переговорам и т.д.", — отмечают социологи.
Социологи также спросили, какие эмоции преобладают в окружении опрошенных. Здесь исследователи констатировали фактический паритет позитивных и негативных чувств.
К первым эксперты отнесли следующие ответы: "радость, счастье, воодушевление, оптимизм" (22%), "спокойствие, умиротворение" (13%) и в целом "положительные, хорошие" эмоции (3%). В сумме этот блок ответов набрал 38%. Негативных эмоций оказалось чуть больше (39%): это "страх, тревога, беспокойство" (16%), "грусть, печаль, горе, пессимизм" (14%), "злость, гнев, раздражение" (6%), а также просто "отрицательные" эмоции, "неуверенность, растерянность" и "усталость" (по 1%). 16% ответов социологи определили как нейтральные, а 20% респондентов затруднились или отказались от ответа на этот вопрос.
Заказчик этого опроса, политолог и член Общественной палаты Александр Асафов заявил, что, по его мнению, для соответствия этому "образу победы" не хватает только мирового признания новых субъектов РФ и ликвидации оставшихся угроз.
"Из полученных маркеров видна поддержка решений и заявлений руководителей государства", — уверен он.
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров, в свою очередь, отмечает, что у россиян нет единого образа победы, а политолог Владимир Шемякин считает, что это дает власти свободу интерпретации итогов "СВО".
"Из общего можно назвать только то, что мир нужен как можно скорее, но это должен быть справедливый мир. А справедливость в нашем понимании обязательно включает оставление за Россией уже присоединенных территорий", — поясняет социолог.
"У респондентов появилась определенная свобода в конструировании образа победы. Это же очень сложный вопрос. И можно сказать, что сейчас в обществе даже не знают, какой ответ на этот вопрос "правильный" с точки зрения власти", — говорит эксперт. И это, по его мнению, дает власти некоторое преимущество: "Полагаю, что при достаточно четком и едином обосновании официальной пропагандой победности достигнутого результата большинство населения в среднесрочной перспективе согласится с этим". Что же касается тех самых 23% респондентов, ратующих за "присоединение новых территорий, закрепление новых территорий", то они уже почти готовы признать победой "нынешнее статус-кво", предполагает эксперт. "В то же время показанная в исследовании нынешняя разновекторность образа победы дает власти карт-бланш — как продолжать СВО, так и завершить ее", — добавляет политолог.
Russian Field регулярно опрашивает россиян об их отношении к "СВО". По итогам последнего из таких опросов (16–19 июня 2023 года) 58% респондентов оценили ход "СВО" как успешный для российской армии, а противоположной точки зрения придерживался 21%. При этом большинство опрошенных поддержали бы гипотетическое решение президента как о новом наступлении на Киев (64%), так и о переходе к мирным переговорам (72%). Если же респондентам предлагалось самим выбрать между продолжением "СВО" и началом переговоров, то их ответы делились почти поровну: первый вариант предпочитали 45%, второй — 44%.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter